Проверка домашнего задания
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.
1. Выполните тестовые задания.
Тест «Для чего нужна дисциплина»
1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека:
а) право; б) дисциплина; в) мораль.
2. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности в соответствии с (со):
а) трудовой дисциплиной;
б) специальной дисциплиной;
в) общеобязательной дисциплиной.
3. В отрывке: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом» речь идет о (об):
а) военной дисциплине;
б) трудовой дисциплине;
в) учебной дисциплине.
4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:
а) внешняя; б) внутренняя; в) личная.
5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:
а) внешней дисциплине;
б) внутренней дисциплине;
в) формальной дисциплине.
6. Внутренняя дисциплина основывается на:
а) моральных нормах;
б) самоконтроле;
в) специальных правилах.
7. Залог успешного самовоспитания:
а) совесть; б) воля; в) желание.
2. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.
1. Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им все свое свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победила в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот... не получилось».
— Как можно объяснить «везение» Лены, используя понятия
«дисциплина», «воля», «самовоспитание»?
— Какие качества Наташе необходимо развивать?
2. Существуют люди, которые призывают других не мусорить, выключать свет, экономить деньги, хотя сами этого не делают, осуждают других за поступки, которые сами же и совершают, когда их никто не видит.
— Почему человеку легче соблюдать внешнюю дисциплину,
чем внутреннюю?
Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон надо знать смолоду.
— Согласны ли вы с этим утверждением? Свое мнение аргументируйте.
(Ответы учеников.)
2. Законопослушный человек
Задание: работая с п. 2 § 6 учебника составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически.
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 49 учебника и ответьте на вопросы после него.
Вопросы к классу
— Какие действия "в первобытном обществе поддерживали порядок?
-Что такое табу? Дайте характеристику данного ограничителя прав и приведите примеры его применения.
- Что такое талион? Почему этот принцип использовали в древности?
- Как современный человек должен относиться к принципу талиона?(Ответы учеников.)
Противозаконное поведение
Иногда мы становимся свидетелями мелких нарушений права.
Задание: изучите иллюстрации на с. 51 учебника, ответьте на вопросы после них и сделайте выводы.
(Проверка выполнения задания.)
Закон наказывает
Задание: работая с п. 4 § 6 учебника, графически отобразите виды правонарушений и их признаки.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово «преступление»?
В ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ указано следующее.
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. мошенничество;
3. убийство;
4. похищение;
5. клевета;
6. побои;
7. кража;
8. грабеж;
9. оскорбление;
10. разбой;
11. доведение до самоубийства;
12. незаконное помещение в психиатрическую больницу.
УК РФ предусматривает несколько видов наказаний, которые суд может назначить лицу, виновному в совершении того или иного преступления.
Штраф — денежное взыскание. Может устанавливаться в размере от 5 тыс. до 5 млн.р.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного (или в местах, назначаемых органами местного самоуправления), при этом в доход государства удерживается от 5 до 20% его заработной платы.
Согласно ст. 47 УК РФ «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе,
Домашнее задание Прочитать § 6 учебника.