Машиностроение и металлообработка - самая крупная отрасль американской промышленности. В ней занято 40% ЭАН и производится 40% объема обрабатывающей промышленности. Машиностроение США сильно монополизировано.
Важнейшая отрасль - автомобилестроение, причем 75% потребностей страны в автомобилях обеспечивают корпорации «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер». Автомобилестроение распространено в 20 штатах, но главный район - Приозерье, особенно штат Мичиган.
Авиационная промышленность часто именуется авиаракетнокосмической. Крупнейшие монополии - «Боинг», «Юнайтед Текнолоджиз». «Макдонелл Дуглас». Центры имеются во многих штатах, но особо выделяются Тихоокеанские штаты и прежде всего Лос-Анджелес, Сиэтл.
Судостроение США сильно уступает по значимости другим отраслям машиностроения, не выдерживает конкуренции о другими странами мира. Основные предприятия сосредоточены на Северо-востоке.
Электротехника и электронная промышленность выпускают продукцию как промышленного, так и бытового назначения. В области последнего США испытывают сильную конкуренцию иностранных (особенно японских) фирм.
В машиностроении очень ярко проявился процесс кооперирования промышленности и науки, возникли научно-промышленные территориальные комплексы, например, «Силиконовая Долина» в Калифорнии.
Химическая промышленность
США по размерам производства химической продукции являются одним из мировых лидеров. Несмотря на то, что отрасль представлена во многих десятках центров, повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна. Основные районы химической промышленности - штаты Севера, где химия связана с металлургией, автомобилестроением, текстильной промышленностью, сельским хозяйством (Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Мичиган).
|
Главный район нефтехимии США сложился в пределах нефтегазоносного бассейна Мексиканского залива.
Текстильная промышленность
В последнее время произошла «миграция» этой отрасли из североатлантических штатов в южноатлантические, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта.
Пищевая промышленность
Пищевая промышленность США стоит в одном ряду с крупными отраслями и превосходит текстильную, швейную, обувную. Она опирается на развитое сельское хозяйство. Основные предприятия пищевой индустрии находятся на Севере (мясоконсервные заводы), Западе (переработка молока), в Калифорнии и Флориде (изготовление фруктовых и овощных консервов).
В США сложились несколько важных районов концентрации обрабатывающей промышленности: «Промышленный пояс» на Севере (специализируется на металлургии, машиностроении, химической и др. отраслях), район побережья Мексиканского залива «Галф» (получили развитие нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение, пищевая, швейная промышленности и др.), в долине р. Теннеси (получили развитие энергоемкие отрасли химии, металлургии, военная промышленность), в Горных штатах (в основном представлены предприятия цветной металлургии), в Тихоокеанских штатах (размещены авиаракетные и радиоэлектронные предприятия, нефтехимия и др.).
Сельское хозяйство
Несмотря на то, что в этом секторе занято всего 3% ЭАН и его доля в ВВП страны - около 2%, сельское хозяйство - очень важная отрасль для США. По размерам сельскохозяйственного производства США значительно превосходят любую другую страну мира. США первыми перешли к агробизнесу. Производительность труда в сфере АПК растет даже быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает не только потребность страны, но и дает значительную продукцию для экспорта.
|
Основой для высокоразвитого сельского хозяйства послужили большие земельные и климатические ресурсы. Обрабатываемые земли, луга, пастбища занимают почти 1/2 основной территории США.
Профиль растениеводства в США прежде всего определяется зерновыми культурами (2/3 всех площадей). Главная продовольственная культура - пшеница, но кормовых культур собирают значительно больше. Важную роль играют масличные волокнистые, сахароносные культуры, фрукты и овощи.
Профиль животноводства США прежде всего определяет разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направления, а также птицеводство.
На территории США сложились своего рода специализированные сельскохозяйственные районы («пояса») - пшеничный, кукурузно-соевый, молочного хозяйства, хлопковый. Однако на месте бывшего «хлопкового» пояса возникли новые животноводческо-растениеводческие районы, где хлопководство развито наряду с зерновым хозяйством и животноводством, овощеводством и плодоводством.
Транспорт
Транспорт США занимает первое место в мире по большинству показателей. Сеть путей сообщения составляет около 1/3 мировой сети. На США приходится около 40% мощности всех тяговых установок и около 30% грузоподъемности всех подвижных средств транспорта капиталистического мира.
|
Большое значение транспорта а США определяется обширностью территории страны, особенностями расселения и процессом субурбанизации, а также взаиморасположением основных районов производства и потребления и т.д.
Практически одинаковое значение по грузообороту имеют в настоящее время все основные виды транспорта США (железнодорожный - 27%, автомобильный - 24%, водный -27%, трубопроводный - 21%). Причем растет доля автомобильного, трубопроводного, а также воздушного видов транспорта.
Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы.