ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний по заданным темам практических занятий. В ее состав входят различные формы контроля, позволяющие осуществлять как текущий контроль знаний, так и самоконтроль. Она призвана оказать помощь обучающимся как в самостоятельной подготовке к практическим занятиям, так и при выполнении самостоятельной работы на занятиях. Приступая к работе Вам необходимо:
Ø Уяснить цели и задачи изучаемой темы;
Ø Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и, при необходимости воспользоваться ею;
Ø Изучить всю исходную информацию по теоретическому обоснованию;
Ø Изучить стандарты сестринской деятельности;
Ø Выполнить задания самостоятельной работы, руководствуясь учебной картой;
Ø Выполнить все задания самоконтроля, представленные в рабочей тетради.
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: «Внутрибольничные инфекции. Инфекционный процесс»
Задание №1: заполнить пустые клеточки, составляющие цепочку инфекционного процесса.
Задание №2: заполнить пустые клетки.
Задание №3: установить соответствие.
Пути передачи внутрибольничных инфекций
Путь передачи | Способ |
А.Контактный прямой Б.Контактный косвенный В.Трансмиссивный (через живого носителя Г. Трансмиссивный (через неживого носителя) Д. Трансплацентарный | а) от матери к плоду б) через предметы ухода, руки в) при непосредственном контакте с больным г) через воду, пищу, кровь д) через животного или насекомого |
Задание №4. Дать характеристику и определить показания для уровней обработки рук.
Социальный | Гигиенический |
Задание №5. Вставить недостающие термины или определения:
|
1. Инфекционная безопасность – это ______________________
2. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленный на уничтожение инфекции в ране называется _______________________
3. Обсеменение объектов медицинского назначения микроорганизмами называется _______________________
4. Микроорганизмы, способные вызвать развитие инфекционного заболевания называются _______________________
5. Детергенты – это _____________________________
6. Дезинфектанты – это _________________________
7. Проникновение микроорганизма через органы и ткани называется _____________________________
8. Существуют следующие уровни мытья рук (перечислить):________________________________________________
9. Перед проведением инвазивных процедур применяют _______________уровень обработки рук
10. Перед приёмом пищи применяют _________________уровень обработки рук
11. Гигиеническая обработка рук состоит из двух этапов: механической очистки рук и ________________________________
12. При мытье рук каждое движение необходимо повторить не менее _________________раз
13. Втирание антисептика при гигиенической обработке рук нужно осуществлять не менее _________минут
14. Механическая очистка рук осуществляется в течение _________секунд
15. Воспаление кожи называется _________________________
Задание №6. Ситуационные задачи.
ЗАДАЧА №1. При работе в отделении стационара медицинская сестра выполняет целый ряд манипуляций. Одно из требований их проведения – соблюдение инфекционной безопасности. Вам представлен ряд медицинских и бытовых действий:
· Кормление тяжелобольного
· Смена постельного белья
· Прием пищи медперсоналом
|
· Раздача лекарственных средств
· Работа с медицинской документацией
· Помощь пациенту при осуществлении гигиенических мероприятий (подмывание)
· Посещение туалета
· Транспортировка пациента на каталке
· Проведение инъекций
· Постановка горчичников
· Помощь пациенту при осуществлении гигиенических мероприятий (обработка глаз, ушей, носа)
Вопрос: перед какими из представленных манипуляций, медсестра должна обработать руки на социальном уровне, а перед какими манипуляциями – на гигиеническом?
ЗАДАЧА №2. Целый ряд медицинских манипуляций медицинская сестра обязана выполнять в перчатках, которые являются средствами индивидуальной защиты от внутрибольничных инфекций. Вам представлен ряд медицинских манипуляций, при некоторых из них необходимо использовать перчатки:
· Смена нательного белья у тяжелобольного пациента
· Кормление больного
· Обтирание тяжелобольного больного
· Термометрия в подмышечной впадине
· измерение АД
· Термометрия в ротовой полости
· Постановка компресса
· Промывание желудка
· Очистительная клизма
· Раскладка лекарственных средств
· Инъекции
· Закладывание глазной мази
· Перевязки
· Накрытие стерильного стола
Вопрос:
1. При каких манипуляциях медсестра обязана использовать стерильные перчатки?
2. При каких манипуляциях медсестра использует нестерильные перчатки?
3. Какие манипуляции медсестра может выполнять без использования перчаток?
ЗАДАЧА №3. Вам представлен ряд общеизвестных инфекционных заболеваний. Все они могут быть и внутрибольничными (госпитальными) инфекциями.
|
· Грипп
· Вирусный гепатит В
· Педикулез
· Чесотка
· ВИЧ-инфекция
· Вирусный гепатит С
· Туберкулез
· Дизентерия
· Ветряная оспа
· Дифтерия
· Острая респираторная вирусная инфекция
Вопрос: Каким путем передаются данные инфекционные заболевания в условиях лечебно-профилактических учреждений?
ЗАДАЧА №4. Вам представлен целый ряд объектов медицинского и общего назначения:
· Кондиционер
· Тумбочка пациента
· Холодильник
· Аппарат для искусственного дыхания
· Кровь
· Инструментарий
· Термометры
· Раковина для умывания
· Контейнеры с дезинфицирующими растворами
· Шкаф для хранения лекарственных средств
· Испражнения пациента
· Листы назначений
· Функциональная кровать
· Грязное белье.
Вопрос: какие из вышеперечисленных объектов являются наиболее вероятными резервуарами возбудителей внутрибольничных инфекций?
ЗАДАЧА №5. Вам представлен ряд представителей медицинских профессий и перечень пациентов различного профиля заболеваний:
· Донор
· Хирург
· Постовая медсестра
· Старшая медсестра
· Пациент в послеоперационном периоде
· Лаборант
· регистратор
· Процедурная медсестра
· Беременная женщина
· Иностранец
· Терапевт
· Патологоанатом
· Пациент, страдающий гемофилией
· Военнослужащий
· Пациент с возрастом 70 лет
· Ребенок
· Пациент, страдающий наркоманией
· Пациент, страдающий алкоголизмом
Вопрос: Кто из перечисленного контингента относится к группе риска по ВБИ?
Задание №7. Перед Вами два варианта тестовых заданий. Внимательно ознакомьтесь с указаниями в каждом варианте.
ВАРИАНТ 1
1. Установить соответствие:
Путь передачи инфекции | Способы передачи | |
А. Трансмиссивный Б. Контактный В. Трансплацентарный | а) половой контакт б) от матери к плоду в) переливание крови | г) укус животного д) рукопожатие |
Выбрать несколько правильных ответов:
2. Существуют следующие пути передачи инфекций:
а) трансмиссивный | в) опосредованный |
б) обычный | г) трансплацентарный |
3. К контактному пути передачи инфекции относятся:
а) трансплацентарный | в) прямой |
б) воздушно-капельный | г) косвенный |
4. К причинам распространения ВБИ относятся:
а) небольшое количество пациентов пожилого возраста | в) использование современных дезсредств |
б) бесконтрольное применение антибиотиков | г) широкое использование сложной аппаратуры |
5. К источникам ВБИ относятся:
а) антибиотики б) инструментарий | в) дезрастворы г) кровь |
6. К группе риска по ВБИ относятся:
а) процедурные медсёстры | в) доноры |
б) палатные м\с | г) регистраторы |
7. К мерам профилактики ВБИ можно отнести:
а) обследование доноров | в) исключение приёма антибиотиков |
б) уменьшение количества инъекций | г) использование одноразового инструментария |
8. Развитие ВБИ приводит к:
а) ограничению использования современных технологий в медицине | в) ухудшению состояния пациента |
б) увеличению сроков лечения | г) увеличению количества инъекций |
9. Восстановить последовательность обработки рук (гигиенический уровень):
а) втирать мыло в ладони |
б) втирать мыло в ладони, с захватом межпальцевых промежутков |
в) отрегулировать напор воды |
г) вращательным движением промыть большие пальцы левой и правой рук |
д) смочить руки, нанести мыло на ладони |
е) промыть ногтевые ложа пальцев обеих рук |
ж) втирать мыло в тыл левой, затем правой кисти |
з) сжатыми пальцами по кругу обработать складки ладоней левой и правой рук |
и) промыть руки проточной водой, высушить салфеткой |
10. Восстановить последовательность надевания стерильных перчаток:
а) разомкнуть пальцы правой руки и натянуть перчатку на пальцы |
б) расправить отвороты на левой и правой перчатках |
в) разомкнуть пальцы левой руки, натянуть перчатку на пальцы |
г) сомкнуть пальцы правой руки и ввести в перчатку |
д) взять за отворот правую перчатку |
е) сомкнуть пальцы левой руки и ввести в перчатку |
ж) развернуть упаковку |
з) III, IV, V пальцы правой руки завернуть под отворот левой перчатки снаружи |
ВАРИАНТ 2
1. Установить соответствие:
Путь передачи инфекции | Способы передачи |
А. Контактный Б. Трансмиссивный | а) общие предметы ухода б) укус комара в) через руки г) переливание крови |
Выбрать несколько правильных ответов:
2. Существуют следующие пути передачи инфекций:
а) непосредственный | в) обычный |
б) контактный | г) воздушно-капельный |
3. К трансмиссивному пути передачи относятся:
а) половой контакт | в) укус животного |
б) рукопожатие | г) переливание крови |
4. К причинам распространения ВБИ относятся:
а) стерилизация | в) отсутствие дезсредств |
б) неудовлетворительное санитарное состояние ЛПУ | г) большое количество инвазивных процедур |
5. К группе риска по ВБИ относятся:
а) санитарки | в) наркоманы |
б) беременные | г) больные гемофилией |
6. К мерам профилактики ВБИ можно отнести:
а) исключение приёма антибиотиков | в) дезинфекцию |
б) использование средств защиты | г) более длительное лечение |
7. Восстановить последовательность обработки рук на социальном уровне:
а) намылить ладони рук |
б) смыть мыло проточной водой, держа кисти выше уровня локтей |
в) осушить руки одноразовым полотенцем |
г) снять кольца, часы и закатать рукава халата |
д) вымыть руки путем энергичного механического трения намыленных ладоней |
е) полотенце сбросить в емкость для отходов класса А |
ж) отрегулировать напор воды и температуру |
з) закрыть кран салфеткой |
8. Выделяют следующие пути передачи инфекций (заполнить «немые» графы):
а) | в) |
б) | г) |
9. Источниками ВБИ в ЛПУ являются (заполнить «немые» графы):
а) | в) |
б) | г) |
10. Восстановить последовательность снятия перчаток:
а) погрузить перчатки в дезраствор |
б) подхватить край правой перчатки левой рукой, слегка подтянуть вверх и сделать отворот |
в) взять приподнятый край правой перчатки с внутренней стороны и вывернуть |
г) снять левую перчатку, вывернув её наизнанку, оставить в правой руке |
СТАНДАРТЫОТВЕТОВ.
Задание №1.
|
|
|
|
Задание №3.
А – в, Б – б, В – д, Г – г, Д – а
Задание №4.
Социальный | Гигиенический |
Мытье умеренно загрязненных рук простым мылом и водой удаляет с кожи большинство временных микроорганизмов. Применение: ü Перед приёмом пищи ü Перед кормлением больных ü Перед работой с продуктами питания ü После посещения туалета ü Перед и после ухода за пациентом ü После любого загрязнения рук ü Перед и после контакта с предметами, которые могут быть инфицированными | Мытьё рук с использованием антисептических средств способствует более эффективному удалению временных микроорганизмов. Применение: ü Перед выполнением инвазивных процедур ü Перед уходом за пациентами с ослабленным иммунитетом ü Перед и после ухода за ранами и мочевым катетером ü До одевания перчаток и после их снятия ü После контакта с биологическими жидкостями пациента или после возможного обсеменения рук |
Задание №5
1. комплекс мероприятий, направленный на профилактику ВБИ
2. антисептика
3. контаминация
4. патогенные
5. моющие средства
6. дезинфицирующие средства
7. инвазия
8. социальный, гигиенический и хирургический
9. гигиенический
10. социальный
11. дезинфекция рук кожным антисептиком
12. 5
13. 2
14. 30
15. дерматит
Задание №6. Ответы на ситуационные задачи.
Задача №1:
На социальном уровне: смена постельного белья, прием пищи, раздача лекарственных средств, работа с документацией, подмывание пациента, посещение туалета, транспортировка пациента, постановка горчичников.
На гигиеническом уровне: кормление тяжелобольного, проведение инъекций, осуществление гигиенических мероприятий (уход за ушами, глазами, носом).
Задача №2:
Без перчаток: кормление больного, термометрия в подмышечной впадине, измерение АД, постановка компресса, раскладка лекарственных средств.
Нестерильные перчатки: смена нательного белья у тяжелобольного, обтирание тяжелобольного.
Стерильные перчатки: термометрия в ротовой полости, промывание желудка, очистительная клизма, инъекции, закладывание глазной мази, перевязки, накрытие стерильного стола.
Задача №3:
Воздушно-капельным: грипп, туберкулез, ветряная оспа, дифтерия, ОРВИ.
Трансмиссивным: гепатит В, ВИЧ, гепатит С.
Контактным: педикулез, чесотка, дизентерия
Задача №4:
Кондиционер, аппарат искусственного дыхания, кровь, инструментарий, раковина, испражнения, грязное белье.
Задача №5:
Донор, хирург, пациент в послеоперационном периоде, лаборант, процедурная м/с, беременная, иностранец, патологоанатом, пациент с гемофилией, наркоман.
Задание №7:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. А-в,г Б-а,д В-б | А-а,в Б- б,г |
2. а,г | б,г |
3. в,г | в,г, |
4. б,г | б,г |
5. б,г | б,в,г |
6. а,в | б,в |
7. а,г | г,ж,а,д,б,в,е,з |
8. б,в | Контактный,воздушно-капельный, трансмиссивный, трансплацентарный |
9. в,д,а,ж,б,е,г,з,и | Инструментарий, кровь, пациенты, окружающая среда |
10. ж,д,г,а,з,е,в,б | г,б,в,а |
ЗАНЯТИЕ №2