Антон Семенович Макаренко (фото 1)




Ксения Васильева,

Вожатский отряд Лига плюс

КЛАССИКИ ВОЖАТСТВА


Антон Семенович Макаренко (фото 1)

Кто это? В педагогическую науку пришел как блестящий практик: в 1917-1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького); в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом.

Педагогические идеи. А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему. основой которой является педагогическая логика. И логика по мнению Макаренко заключалась в взаимосвязи между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии ребенок выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.

«Воспитание в коллективе и через коллектив» - главная идея Антона Семеновича.. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого коллектива педагогов и воспитанников, где всем комфортно, и все несут ответственность за то, что в нем происходит.

Призывы Макаренко А.С.:

- Больше практики, всегда любую теорию проверяйте практикой.

- Дисциплина очень важна для ребенка. «В условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян»

- Никаких физических наказаний. самое страшное наказание — заключение в кабинете самого Макаренко. Для Макаренко наказание — это своего рода знак признания как «своего», как равного и ответственного за свои действия человека. Макаренко не применяет наказаний к тем, кто еще не заслужил звания колониста.

- С ребенком надо общаться, как со взрослым. С точки зрения Макаренко, главная задача воспитания — вписать ребенка в нормальную взрослую жизнь. Научить взаимодействовать с другими людьми, быть частью общества, принимать решения, нести за них ответственность. Главное, по Макаренко — это самому подавать ребенку пример, тогда и не понадобится «особого отношения» к детям — они сами потянутся за тем, кто покажется им достойным для подражания:

- Перед детьми нужно ставить интересные цели. Макаренко уверен, что дисциплина хороша как способ достижения цели. А если цели нет, то дисциплина тоже начинает трещать по швам.

- Больше общайтесь с детьми. Звучит банально, но главный рецепт педагогики Макаренко — живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе.

 


Иванов Игорь Петрович. (фото 2)

Кто это? Иванова знают все вожатые, вообще –то стыдно его не знать, во- первых, легкая фамилия, а во- вторых только ленивый вожатый не пользуется методикой КТД. Это самая гениальная методика для работы в лагере и вообще с любым детским коллективом и не только.

Иванов Игорь Петрович - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Считается изобретателем методики «КТД» (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют её «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества».

Педагогические идеи. Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Её можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Раскрывая суть методики, необходимо выделить четыре её основных компонента:

1. коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни,

2. проявление творчества,

3. сменяемость всего актива,

4. особую позицию педагога

Первый элемент методики - коллективная деятельность – это коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ.

Второй элемент методики — это творчество. Рассмотрим его через подготовку и организацию коллективных творческих дел (КТД)..

И. П. Иванов выделяет шесть стадий подготовки и проведения КТД:

1.Предварительная работа.

2. Планирование.

3. Подготовка.

4. Проведение:

5. Подведение итогов.

6. Последействие.

Все дела творчески, иначе зачем?!

Третий элемент методики — сменяемость актива. Формы сменяемости актива: ЧТП (чередование творческих поручений) и "дежурная пятерка" (название условное).

Четвертый элемент. В чем заключается особая позиция педагога или вожатого?

Помогать, не мешать, направлять, быть рядом и чуть впереди.

 

Призывы Иванова И.П.:

- Все дела творчески, иначе зачем?!

- Всё будет делаться с увлечением, потому что всё это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям

- дети и взрослые становитесь хозяевами собственной жизни, создавайте то, на что способны, и вы увидите насколько вы равиты!

 

 


Лутошкин Анатолий Николаевич. (фото 3)

Кто это? Анатолий Николаевич Лутошкин- известен как ученый, теория коллектива которого связана с практикой. Он –педагог- историк. Родился в Костроме. Его этапы развития детского коллектива, названные со свойственной Анатолию Николаевичу романтичностью, понятны взрослым и детям и безоговорочно приняты ими. Особой областью деятельности Анатолия Николаевича было творчество. Он был талантливый человек, понимал красоту как высокое благо человека. Сам он не выносил серость, скуку и тоску, редко предавался депрессии, умел поддержать мажорный тон коллектива. Его знают,как создателя теория развития коллектива, а он еще был безумно музыкальным, писал песни, которые пели в лагерях у костров. Он вообщебольшое внимание уделял песне: сборник, который был создан для комсоргов, он в своей докторской диссертации назвал «Методическое пособие, задающее эмоциональную окраску лагерю с помощью песни». Человек эмоциональный, Анатолий Николаевич темой своей научной деятельности выбрал проблему коллективных эмоций.
А.Н. Лутошкин экспериментально доказал наличие цикличности в эмоциональных состояниях коллектива. Это явление было названо маятниковым эффектом. Сущность его — в попеременном чередовании в коллективе настроений различной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых и неприятных, тревожных. Такая периодичность смены коллективных состояний (подъем — спад — подъем) на протяжении длительного времени создает определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности коллектива, причем в каждом коллективе наблюдается свой индивидуальный цикл эмоциональной жизни. Он проводил с ребятами «Диалоги в Колизее», отвечал на самые злободневные вопросы, вел разговор о тайнах человеческой души. Уникальный для своего времени человек!

Педагогические идеи. Живы и востребованы по сей день! Во всех педагогических ВУЗах студенты изучают стадии развития коллектива по Лутошкину и типы организаторов, и только это. И самое главное эти методики – РАБОТАЮТ!!!

Начнем с коллектива! «От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину):

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка:«Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способныдоговориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Типы организаторов

§ Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»

§ Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.

 

§ Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.

Стиль работы организаторов

§ Разящая стрела Призывающий, настаивающий, жестко - требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».

§ Возвращающийся бумеранг Советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий, подходит для группы «Горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк».

§ Скользящий челнок Нелегко работать там, где стиль уговаривающий, просящий, компромиссный. Применяется как вспомогательный в зависимости от ситуации.

§ Плавающий плот Согласующий, уступчивый, малоэффективный, только вспомогательный.

Призывы Лутошкина А.Н.

- Организаторская работа — ноша нелегкая и не всегда удобная. И если каждый из нас будет надеяться, что она достанется кому-то другому, будет ожидать до самой последней минуты возможности прожить беззаботно, предоставляя хлопоты по организации собственной жизни другим людям, уверен, мы этим самым убаюкиваем Совесть, усыпляем Честность, ослепляем в себе Человечность.

- Человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает.

- Не бойтесь сказать в трудную минуту самому себе: «Пусть — это буду я!». Не пугайтесь обвинений в нескромности – ведь не ради славы и мимолетной возможности побыть на ее гребне вы взялись за Организацию.

- Если почувствуете сомнения в возможностях своих, что тяжеловата для вас, неопытного, ноша, смелее ищите помощников, соратников. Тогда вы имеете право увереннее произнести и: «Пусть это будем мы!» Прислушайтесь, и вы наверняка услышите в самом себе голос, произносящий фразу: «ПУСТЬ ЭТО БУДУ Я!».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: