Тема: Лексические нормы русского литературного языка
Группа: 15
Время:90 минут.
Дата: 19.10.2020г.
Цели:
Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.
Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование
Задание: написать конспект, выполнить задания.
Языковая н орма – это признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
Л ексические нормы - правильность выбора слова и уместность его применения
Продолжите определения
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию – это…
2. Словарный состав языка -
3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению …
4. Основная единица языка …
5. Слова, противоположные по лексическому значению …
6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение
….
7.Слова, имеющие одно или несколько значений …
8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений …
9.Слова, употребляемые только в данной местности ..
10. Что такое лексические нормы?
Лексические ошибки
1. Плеоназм – это повтор смысла. Например: «На фирме имеется свободная вакансия менеджера». Какая ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная, незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и вакансия. В отредактированном виде предложение будет выглядеть следующим образом: На фирме имеется вакансия.менеджера.
2. Тавтология – повтор слов, основ слов в рамках одного микротекста. Например: «Выступающий Иванов выступает первым». Отредактированные предложения: «Докладчик Иванов выступает первым», «Иванов выступает первым».
Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних слов.
Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию:
Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.
Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.
Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением
Выделяют три группы паронимов:
1) слова, различающиеся приставками; например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);
2) слова, различающиеся суффиксами; например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) – командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);
3) созвучные слова; например: адресат (получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние (нюх).
Исправьте ошибки:
1. Привезли красивую тюль и яичную шампунь
2. Порядок оформления сделки не прописан в законе
3. Спасателя предоставили к награде.
4. Люди простодушные часто принимают желательное за действительное.
5..Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
6..Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
7. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое
количество нового материала.
8..Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
9..Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
10.. Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.
11.. Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной литературы.
12.. Петя одел куртку.
13.. Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.
14.. В этом документе надо поставить свою роспись.
15.. Иван очень экономичный человек.
16.. Катерина заранее предчувствовала свою гибель.
17.. Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.
18.. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.
19.. Вышел сборник народного фольклора.
20.. На уроке дали задание написать свою автобиографию.
21.. Дружба дружбой, а служба службой.
22.. В июне месяце начинается сессия.
23.. Зимой необходимо одевать шубу.
.24 Капитан корабля стоит за штурвалом руля.
25 В прошедшие дни прошли снегопады.
26. Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.
27. Всем гостям подарили памятные сувениры.
Тестирование
1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?
а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;
б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;
в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;
г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.
2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?
А) Образцовый; б) абсолютный;
в) идеальный; г) безупречный.
3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?
а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.
б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.
в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.
г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.
4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?
а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.
б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.
в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.
г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.