При самом удачном стечении обстоятельств, при тщательной подготовке путешествия, оно может не доставить удовлетворения туристам, если между ними сложатся не здоровые отношения. Плохой психологический климат в группе может стать основной причиной провала похода, не достижения его целей.
Что мы понимаем под туристской группой, с точки зрения психологии, социологии? Одно из определений группы: «Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга » (Дикарс). Другое определение несколько проще: «Группа – это люди, объединенные реальными отношениями » (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:
- Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.
- Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды (об этом мы поговорим чуть позже).
- Обособленность лидеров, влияющих на остальных.
- Общность целей, деятельности и организации.
- Наличие у членов группы чувства “мы”, единства группы (очень важный субъективный фактор).
- Сплоченность.
- Определённая локализация в пространстве и времени.
Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу «под себя» в зависимости от преследуемых им целей. Ее члены объединяются добровольно и связаны лишь чувством общности интересов по совместному проведению досуга — участию в туристском походе. Внутренняя структура группы, правила взаимоотношений и нормы поведения обуславливаются не должностным положением и служебной дисциплиной, а определяются целями похода, характером и другими личными качествами ее членов.
|
Формирование группы с учетом и на основе общности целей, а также обладания ее членами определенным спортивным опытом отличают туристскую группу от собрания случайных личностей. Нарушение этого правила обычно отрицательно сказывается на успехе достижения задач похода, а нередко является основной причиной возникновения конфликтных ситуаций и несчастных случаев.
Отличительная черта туристских групп, влияющие на психологический климат группы:
- Относительно кратковременное существование.
- Обособленность деятельности (надо рассчитывать на свои силы).
- Наличие различных по темпераменту, морально-волевым, иным качествам личности членов группы.
- Общность туристских целей.
- Различие ожиданий?
Имеется ли общность целей у участников в туристской группе и насколько она необходима? Итак, одна из основных черт группы – наличие цели. Цели у участников похода могут быть различными. Хорошо для создания положительного психологического климата, если главная цель участников спортивного похода спортивная (пройти маршрут заданной сложности с необходимым уровнем безопасности, удачно выступить на соревнованиях). Ряд целей вполне совместимы друг с другом (например, спортивные и самоутверждение, спортивные и цель общения с единомышленниками и пр.). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.
Что следует понимать под психологическим климатом группы? Климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.
|
Для характеристики туристской группы можно определять социально-психологический климат (СПК) через систему межличностных отношений, определяющих психологическое самочувствие участников в условиях автономного путешествия.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Между состоянием социально-психологического климата туристской группы и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Тогда оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в туристской группе а) весьма важный компонент системы управления и б) требует специальных знаний и умений от руководителя.
|
Чтобы создать необходимый ПК (коллектив) руководителю следует знать и учитывать факторы, от которых напрямую зависит его формирование.
- Моральные, нравственные качества туриста - результат предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том числе, и туристского. Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной.
- Характерные роли туристов в период путешествия.
- Психологическую совместимость и тип нервной деятельности участников. Психологическая совместимость – характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям.
- Возможные источники конфликтных ситуаций (например, формирование малых групп внутри туристской группы ).
- Стиль и методы руководства группой.
Рассмотрим ряд указанных факторов.
Что такое первичные (малые) группы? Между участниками группы, имеющими сходные ожидания, мировоззрение, возникает особое взаимопонимание, симпатия. Образуются группы по 2-3 человека. Возникновение малых групп внутри туристской группы это процесс объективный и неизбежный. Это не является непременно негативным фактором. Напротив, такая тенденция может способствовать хорошему психологическому климату в группе, особенно если каждый турист входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.). И в том случае, когда малые группы продуктивно сотрудничают друг с другом.
Определённая опасность возникает в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству (антагонизм вместо сотрудничества) или другим группам, противопоставляя свои интересы “чужим”. Это – так называемая «отрицательная малая группа».
Психологический климат и процесс управления им зависит от понимания тех ролей, которые участники «играют» в период проведения похода в системе межличностных отношений.
Что такое ролевая структура группы? Любая совместная деятельность требует разделения функций между участниками. В туристской группе – двоякое разделение. Роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ее целей, это – «официальные» «функциональные» (руководитель, завхоз и пр.). Роли второго типа (по Э.Э.Линчевскому, 1981), возникают в процессе межличностных, неформальных отношений (позиционные).
Лидер группы. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Кроме постоянного (универсального) лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивачных работ.
Энтузиасты. Туристы с энтузиазмом, без принуждения, берущиеся за различные виды работ. Опора лидера. Оптимисты. Главное, чтобы не оставили без дела иных участников. Руководителю важно, чтобы работали все участники.
Старейшина ( м.б. неформальным лидером, ситуативным лидером). Авторитетный, независимый член группы. Из многочисленного опроса руководителей групп выяснились противоположные точки зрения на желательность включения в группу «корифеев» туризма. Одни предпочитают взять менее опытного участника вместо «звезды», стремясь. заранее исключить возможность возникновения ролевых конфликтов с таким претендентом на особое положение в группе. Другие охотно включают мастеров, обоснованно рассчитывая на возможность перенять их опыт.
Но есть и другой тип «звезд», которые направляют свой опыт и авторитет на создание и поддержание доброжелательности в группе, на оказание помощи и делают это без подчеркивания своего превосходства. Присутствие таких туристов благотворно сказывается на формировании психологического климата в группе.
Потребители (используют продукцию людей, исполняющих иные роли). Весельчаки. Последние. Бывает, что «последний» способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.
Самоопределяющиеся в т ч. Отрицательные лидеры. В своём поведении руководствуются только собственными интересами, и не считается с чужим мнением. Еще одна, очень важная роль – дезорганизатор, противник. Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю.
Как влияет на климат группы стиль и методы руководства? В методах руководства туристской группой проявляется некоторая двойственность положения руководителя. Поскольку группа организуется на основе добровольного начала, добровольного подчинения своей личности коллективу, ее члены больше всего приемлют демократический стиль управления. Вместе с тем, когда от распорядительности и решительности действий руководителя зависит сохранение жизни участников, руководитель вправе рассчитывать на понимание его требовательных методов воздействия и даже команд, на незамедлительное выполнение распоряжений, что свойственно авторитарным методам воздействия.
Группа с руководителем, использующим демократический стиль управления, отличается устойчивым психологическим настроем, большой сплоченностью, множеством межличностных связей, большой потенцией коллективной воли, способностью противостоять самым серьезным испытаниям и проявить максимум усилий в борьбе за выполнение намеченных целей, а если потребуется, то и за сохранение жизни.
Противоположный метод руководства – авторитарный. Неизбежным следствием жесткой и постоянной «авторитарности» руководителя на маршруте является неустойчивый и низкого уровня психологический климат в группе, отсутствие единства, изолированное положение руководителя и моральная неудовлетворенность его деятельностью. Такая группа потенциально конфликтная с предрасположением к несчастным случаям.
Но ситуативно руководитель должен применять авторитарный стиль (авария или аварийная ситуация).
Таким образом, можно выделить ряд причин, которые могут вызвать ухудшение психологического климата в группе и создать конфликтную ситуацию (вызвать конфликт) на маршруте похода.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш