Психологический климат туристской группы. Факторы, определяющие благоприятность психологического климата




При самом удачном стечении обстоятельств, при тщательной подготовке путешествия, оно может не доставить удовлетворения туристам, если между ними сложатся не здоровые отношения. Плохой психологический климат в группе может стать основной причиной провала похода, не достижения его целей.

Что мы понимаем под туристской группой, с точки зрения психологии, социологии? Одно из определений группы: «Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга » (Дикарс). Другое определение несколько проще: «Группа – это люди, объединенные реальными отношениями » (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:

  • Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.
  • Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды (об этом мы поговорим чуть позже).
  • Обособленность лидеров, влияющих на остальных.
  • Общность целей, деятельности и организации.
  • Наличие у членов группы чувства “мы”, единства группы (очень важный субъективный фактор).
  • Сплоченность.
  • Определённая локализация в пространстве и времени.

Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу «под себя» в зависимости от преследуемых им целей. Ее члены объединяются добровольно и связаны лишь чувством общности интересов по совместному проведению досуга — участию в туристском походе. Внутренняя структура группы, правила взаимоотношений и нормы поведения обуславливаются не должностным положением и служебной дисциплиной, а определяются целями похода, характером и другими личными качествами ее членов.

Формирование группы с учетом и на основе общности целей, а также обладания ее членами определенным спортивным опытом отличают туристскую группу от собрания случайных личностей. Нарушение этого правила обычно отрицательно сказывается на успехе достижения задач похода, а нередко является основной причиной возникновения конфликтных ситуаций и несчастных случаев.

Отличительная черта туристских групп, влияющие на психологический климат группы:

  • Относительно кратковременное существование.
  • Обособленность деятельности (надо рассчитывать на свои силы).
  • Наличие различных по темпераменту, морально-волевым, иным качествам личности членов группы.
  • Общность туристских целей.
  • Различие ожиданий?

Имеется ли общность целей у участников в туристской группе и насколько она необходима? Итак, одна из основных черт группы – наличие цели. Цели у участников похода могут быть различными. Хорошо для создания положительного психологического климата, если главная цель участников спортивного похода спортивная (пройти маршрут заданной сложности с необходимым уровнем безопасности, удачно выступить на соревнованиях). Ряд целей вполне совместимы друг с другом (например, спортивные и самоутверждение, спортивные и цель общения с единомышленниками и пр.). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.

Что следует понимать под психологическим климатом группы? Климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Для характеристики туристской группы можно определять социально-психологический климат (СПК) через систему межличностных отношений, определяющих психологическое самочувствие участников в условиях автономного путешествия.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Между состоянием социально-психологического климата туристской группы и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Тогда оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в туристской группе а) весьма важный компонент системы управления и б) требует специальных знаний и умений от руководителя.

Чтобы создать необходимый ПК (коллектив) руководителю следует знать и учитывать факторы, от которых напрямую зависит его формирование.

    1. Моральные, нравственные качества туриста - результат предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том числе, и туристского. Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной.
    2. Характерные роли туристов в период путешествия.
    3. Психологическую совместимость и тип нервной деятельности участников. Психологическая совместимость – характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям.
    4. Возможные источники конфликтных ситуаций (например, формирование малых групп внутри туристской группы ).
    5. Стиль и методы руководства группой.


Рассмотрим ряд указанных факторов.

Что такое первичные (малые) группы? Между участниками группы, имеющими сходные ожидания, мировоззрение, возникает особое взаимопонимание, симпатия. Образуются группы по 2-3 человека. Возникновение малых групп внутри туристской группы это процесс объективный и неизбежный. Это не является непременно негативным фактором. Напротив, такая тенденция может способствовать хорошему психологическому климату в группе, особенно если каждый турист входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.). И в том случае, когда малые группы продуктивно сотрудничают друг с другом.

Определённая опасность возникает в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству (антагонизм вместо сотрудничества) или другим группам, противопоставляя свои интересы “чужим”. Это – так называемая «отрицательная малая группа».

Психологический климат и процесс управления им зависит от понимания тех ролей, которые участники «играют» в период проведения похода в системе межличностных отношений.

Что такое ролевая структура группы? Любая совместная деятельность требует разделения функций между участниками. В туристской группе – двоякое разделение. Роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ее целей, это – «официальные» «функциональные» (руководитель, завхоз и пр.). Роли второго типа (по Э.Э.Линчевскому, 1981), возникают в процессе межличностных, неформальных отношений (позиционные).

Лидер группы. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Кроме постоянного (универсального) лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивачных работ.

Энтузиасты. Туристы с энтузиазмом, без принуждения, берущиеся за различные виды работ. Опора лидера. Оптимисты. Главное, чтобы не оставили без дела иных участников. Руководителю важно, чтобы работали все участники.

Старейшина ( м.б. неформальным лидером, ситуативным лидером). Авторитетный, независимый член группы. Из многочисленного опроса руководителей групп выяснились противоположные точки зрения на желательность включения в группу «корифеев» туризма. Одни предпочитают взять менее опытного участника вместо «звезды», стремясь. заранее исключить возможность возникновения ролевых конфликтов с таким претендентом на особое положение в группе. Другие охотно включают мастеров, обоснованно рассчитывая на возможность перенять их опыт.

Но есть и другой тип «звезд», которые направляют свой опыт и авторитет на создание и поддержание доброжелательности в группе, на оказание помощи и делают это без подчеркивания своего превосходства. Присутствие таких туристов благотворно сказывается на формировании психологического климата в группе.

Потребители (используют продукцию людей, исполняющих иные роли). Весельчаки. Последние. Бывает, что «последний» способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Самоопределяющиеся в т ч. Отрицательные лидеры. В своём поведении руководствуются только собственными интересами, и не считается с чужим мнением. Еще одна, очень важная роль – дезорганизатор, противник. Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю.

Как влияет на климат группы стиль и методы руководства? В методах руководства туристской группой проявляется некоторая двойственность положения руководителя. Поскольку группа организуется на основе добровольного начала, добровольного подчинения своей личности коллективу, ее члены больше всего приемлют демократический стиль управления. Вместе с тем, когда от распорядительности и решительности действий руководителя зависит сохранение жизни участников, руководитель вправе рассчитывать на понимание его требовательных методов воздействия и даже команд, на незамедлительное выполнение распоряжений, что свойственно авторитарным методам воздействия.

Группа с руководителем, использующим демократический стиль управления, отличается устойчивым психологическим настроем, большой сплоченностью, множеством межличностных связей, большой потенцией коллективной воли, способностью противостоять самым серьезным испытаниям и проявить максимум усилий в борьбе за выполнение намеченных целей, а если потребуется, то и за сохранение жизни.

Противоположный метод руководства – авторитарный. Неизбежным следствием жесткой и постоянной «авторитарности» руководителя на маршруте является неустойчивый и низкого уровня психологический климат в группе, отсутствие единства, изолированное положение руководителя и моральная неудовлетворенность его деятельностью. Такая группа потенциально конфликтная с предрасположением к несчастным случаям.

Но ситуативно руководитель должен применять авторитарный стиль (авария или аварийная ситуация).

Таким образом, можно выделить ряд причин, которые могут вызвать ухудшение психологического климата в группе и создать конфликтную ситуацию (вызвать конфликт) на маршруте похода.

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: