Конфликты и конфликтные отношения в туристской группе. Психологическая тактика руководства туристской группой




Каковы причины создания конфликтных ситуаций и ухудшения психологического климата в группе? Авторитарный стиль руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт).

Утрата (отсутствие) общей (доминирующей) цели мероприятия. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы (см. самоопределяющиеся).

Не выполнение ожиданий (прогноза на путешествие). Сразу надо говорить о том, чего не следует ожидать от путешествия. Следовательно, надежды и опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет большое значение для того, как будет происходить и чем закончится путешествие.

Образование микрогрупп отрицательной направленности.

Специфика деятельности. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки.

Психологическая несовместимость (отсутствие схоженности).

Когда в целом ясна основа создания СПК и факторы, влияющие на формирование СПК группы, следует указать, каким образом создать положительный психологический климат, и действия руководителя в этом отношении.

Поддержание единства действий группы – важнейшая управленческая задача. Сплоченность зависит от личных свойств людей, собравшихся в группу. Узнать человека трудно (заранее). Даже для самого человека он в определенной степени загадка. Но еще сплоченность зависит и от уровня взаимоотношений в группе. На них как раз руководитель может и должен воздействовать.

Созданию сплоченной группы способствуют:

 

  • Мотивирование участников, создание у них личной внутренней установки на преодоление маршрута – залог сплоченности.
  • Четко установленная программа путешествия (все знают, что примерно их ждет и готовы к этому).
  • Организация досуга группы на биваках и во время дневок.
  • Планирование эмоциональных «разгрузок» (выход к рекреационным объектам на маршруте, выход на точки обзора для наблюдения красивого пейзажа и пр.)
  • Поддержание активности, занятости участников во время длительного бездействия (например, для того, чтобы переждать циклон).
  • Поддержание уровня знания о маршруте (не вести участников как «баранов»). Формировать творческое отношение людей к путешествию.
  • Обсуждение возможных непредвиденных ситуаций.

Построение взаимоотношений в группе с учетом вероятных позиционных ролей участников похода. Тактика руководителя должна строиться с учетом знания и определения данных ролей. Сглаживать действия теневых лидеров (искать компромисса, использовать в нужных ситуациях их опыт и знания и пр.). Не боятся использовать теневых лидеров как ситуативных лидеров. Назначать их «главными» при решении проблемных (технических) ситуаций – лидер при движении и организации страховки на склоне, при проведении разведки в случае потери ориентирования. Поощрять ситуативных лидеров.

Использовать и опираться на энтузиастов, но при этом так, чтобы работали и иные члены коллектива. Чутко относиться к последним. Использовать их для сплочения коллектива (их опекают, им помогают, играть на чувстве «помощи» наиболее слабым участникам), пресекать насмешки и пр. Перевести «дезорганизатора» в категорию ситуативного лидера. Суметь доказать свою правоту всей группе и нивелировать действия дезорганизатора. Суметь признать свою не правоту, а правоту дезорганизатора и не потерять нити управления.

Правильно строить взаимоотношения с авторитетными туристами. Лабильность оправданная. Но не менять решения постоянно, что приведет к анархии. Руководитель должен быть крайне осторожен в выражении личных чувств и эмоций. Т.е. надо совместить руководство и лидерство! Можно уступать ситуативным лидерам, когда их опыт следует применить.

Умение формировать СПК зависит и от того, умеет ли руководитель предотвращать или «гасить» конфликты между туристами. Конфликтные ситуации и дисгармония, срывает задуманные планы даже в хорошо технически и физически подготовленных группах.

Что такое конфликт? Это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами, прямое (скрытое) столкновение, антагонизм. Существует ряд основных типов конфликта. Нам особо интересен межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой.

Основания для возникновения конфликтов на маршруте разделяются на 3 большие группы:

  • Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Борьба за ограниченные ресурсы (будь то место у костра, нехватка еды, внимание того или иного человека или место в иерархии).
  • Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение).
  • Психологическая непереносимость.

Как не допустить конфликта? Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:

Тщательно отнестись к подбору участников. При прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, «лидеру досуга». При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в городе, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.

Конфликтов по поводу питания, режима движения и отдыха, сложности препятствий легко избежать, если полно информировать группу и прийти к согласованному решению по ключевым вопросам на стадии подготовки.

Если конфликт возник. Какие есть способы прекращения?

Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным.

Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки). Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.

Принципы отношений, способствующие разрешению конфликтов. Объективность и уступчивость. Ясность и доброжелательность. Дистанция и самообладание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: