Японские подходы к качеству




В развитых странах с рыночной экономикой осознание всей важности проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Один из основателей движения за качество в Японии профессор Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией».

В руководстве некоторых японских компаний в 1948—1949 гг. обратили внимание на то, что повышение качества естественно и неизбежно вызывает рост производительности. Наблюдение это стало результатом работы нескольких японских инженеров, изучавших литературу по контролю качества. Среди этих книг был «Экономический контроль качества готовой продукции» Уолтера А. Шьюарта.

Результаты оказались поразительными: производительность в самом деле повышается при сокращении числа отклонений в точном соответствии с методами и логикой книги Шьюарта. Летом 1950 г. началась цепная реакция, которая стала частью японского образа жизни.

Схема этой цепной реакции демонстрировалась на каждом занятии с японскими управленцами высшего звена начиная с 1950 г.

Японский подход к качеству

Как только японские управляющие уяснили эту цепную реакцию, у всех появилась одна общая цель — качество. Усилия, направленные на повышение качества, стали связующим звеном между управляющими и рабочими.

Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей в сотрудничестве с контроллерами качества на рабочем месте. Для рабочих сделали доступными сложные статистические методы и, самое главное, убедили их, что проблема качества — это проблема каждого японца.

Сформулированные в 1967 г. особенности японской системы управления качеством признаны основополагающими во всем мире:

Статистические методы

Статистика (нем. Statistak, итал. Stato, позднелат. Status - государство) - наука, изучающая положение дел в государстве. Иными словами, это вид деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем их многообразии (технико-экономические, социально-политические явления, культура) в неразрывной связи с ее качественным содержанием.

Таким образом, под статистикой понимается сбор цифровых данных, их обобщение и обработка. Статистические методы - это совокупность приемов, применяемых в процессе статистического исследования

Семь основных инструментов контроля качества используют для аналитического реше-ния проблем, то есть, в ситуации, когда данные доступны, и чтобы решить проблему, нужно их проанализировать.

Контрольные листы (или сбор данных) - специальные бланки для сбора данных. Они облегчают процесс сбора, способствуют точности сбора данных и автоматически приводят к некоторым выводам, что очень удобно для быстрого анализа. Результаты легко преобразуются в гистограмму или диаграмму Парето. Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам. Форма контрольного листа может быть разной, в зависимости от его назначения

 

Пример контрольного листка

Гистограмма строится следующим образом:

Гистограмма- вид столбцовой диаграммы. Служит для обобщения цифровых данных. Может быть использована как средство графического отображения данных контрольного листа.

Предназначена для коммуникации непосредственно с людьми, управляющими процессом. Гистограмма отображает зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений

 

 

Пример Гистограммы

Диаграмма Парето Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат - в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

Пример диаграммы Парето

В основном, стратификация- процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация данных

Диаграмма (график) разброса - показывает характер взаимоотношений между двумя переменными. Закономерности взаимосвязи могут как проявляться, так и отсутствовать вообще.

Необработанные данные изображаются как функция двух переменных, между которыми затем может обнаружиться взаимосвязь.

Диаграмма Исикавы Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет»)- демонстрирует отношения между проблемой и ее возможными причинами.

Обеспечивает модель установления связей между проблемой и факторами, влияющими на нее. Причинно-следственная диаграмма полезна для устранения причин появления проблем, а так же для понимания эффектов воздействия нескольких факторов на процесс.

Анализируется четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. При анализе этих факторов выявляются вторичные, третичные и т.д. причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению.

Диаграмма Исикавы. Причинно-следственная диаграмма

Контрольные карты- специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.

Контрольные карты по количественным признакам- это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я - разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S. В настоящее время обычно используются x - S карты, x - R карты используются реже.

Контрольные карты по качественным признакам:

Пример контрольных карт

Особенности японской системы управления качеством изучаются во всех странах. Необходимо добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основы высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: