Краткая характеристика нарушений психофизического развития




 

Дадим краткую общую характеристику нарушений психофизического развития (табл. 3).

Таблица 3

Продолжение таблицы 3

5.Тяжелые нарушения речи В логопедии выделяют нарушения устной и письменной речи. К нарушениям устной речи относятся расстройства звукового оформления речи: отсутствие или нарушение голоса (афония, дисфония); патологически замедленный темп речи (брадилалия); патологически убыстренный темп речи (тахилалия); заикание; нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной обеспеченности речевого аппарата (дислалия); нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия); нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (дизартрия). Выделяют также нарушения структурно-семантического оформления высказываний: отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (алалия); полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (афазия). Нарушения письменной речи выражаются в частичном или полном специфическом нарушении процессов письма (дисграфия) или чтения (дислексия). Речевые нарушения могут быть как врожденные, так и приобретенные. Вместе с тем, факторы риска могут иметь социально-психологическую природу: недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми, педагогическая запущенность и др. Если речевые нарушения носят органический характер, то они могут сопровождаться различными двигательными нарушениями, быстрым истощением и пресыщением любым видом деятельности, раздражительностью, возбудимостью, повышенной расторможенностью, неустойчивостью внимания и памяти, низким уровнем понимания словесных инструкций
6. Комбинированные (сложные, смешанные) нарушения Сложные нарушения развития возникают при сочетании двух или более нарушений психофизического развития у одного ребенка (например, слепоглухонемота, сочетание умственной отсталости с глухотой). При сложных нарушениях резко суживается диапазон возможных средств компенсации
7. Дисгармоничное развитие Примерами выступают психопатия и патологическое формирование личности. Психопатия – психическое расстройство, проявляющееся в необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации ребенка в социальной среде. Патологическое формирование личности может проявляться в патологии влечений, отклонениях в нравственном развитии, в закрепленных отрицательных формах поведения вплоть до правонарушений и преступлений
8. Искаженное развитие Примером искаженного психического развития является синдром Каннера (классический аутизм). В данном случае отдельные психические функции развиваются замедленно, другие, наоборот, патологически ускоренно. В соответствии с критериями ВОЗ, при аутизме наблюдаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся или стереотипные модели поведения, виды деятельности, интересы; особенности речевого развития (отсутствие речи, эхолалия. наличие слов-штампов или фраз-штампов, «попугайность» речи; позднее появление в речи личных местоимений, расширение или сужение толкований значений слов и др.)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: