Философия познания. Сущность и структура познавательной деятельности. Уровни познавательной деятельности, их взаимосвязь. Эмпиризм и рационализм.




Познание. Научное познание.

Гносеология происходит от двух греческих слов “гносис”– знание и “логос”– учение, и означает буквально – учение о познании. Поскольку главной целью и ценностью любой познавательной деятельности является не просто получение знания, а знания, обладающего статусом истинного, то в наиболее общем плане гносеология представляет собой философское учение об истине и путях ее достижения.

Гносеология – теория познания, раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания. В последнее время этот раздел философии довольно часто называют эпистемологией. Однако чаще всего можно встретить понимание эпистемологии, прежде всего, как научного знания.

Важнейшая проблема гносеологии - проблема познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое; способен ли человек достичь истины, т.е. способен ли он в своих понятиях, суждениях, теориях правильно, адекватно отразить окружающий мир. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг трех основных подходов: гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Одной из самых древних познавательных концепций является скептицизм. Как самостоятельная философская школа скептицизм складывается в трудах Пиррона на рубеже IV-Ш вв. до н.э. Скептицизм – гносеологическая позиция, выражающая сомнение в достоверности знания, но не отрицающая принципиальной познаваемости мира.

Термин “агностицизм” означает “недоступный познанию, непознаваемый”. Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности действительности. Его отличительной особенностью является признание принципиально непознаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляющие: явления и сущности. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию.В классическом виде он сформулирован И.Кантом. Согласно учению Канта, предметы, хотя и существуют объективно, представляют собой непознаваемые «вещи в-себе».

Термин “гносеологический оптимизм” условный, им обозначают точку зрения, согласно которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Он присущ обыденному познанию, не сомневающемуся в том, что познание представляет собой более или менее верное отражение объективного мира. Самое решительное опровержение агностицизма дает общественная практика. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно воспроизводят их в научном эксперименте или производстве, «непознаваемой вещи в-себе» не остается места. В противном случае невозможно было бы ориентироваться в этом мире. Теоретически представлена позиция гносеологического оптимизма в рамках материалистических учений. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и познаваемого явления, характерного для агностицизма, диалектический материализм разрабатывает идею их диалектического единства: сущность является, явление существенно.

Предмет гносеологии – природа познания. Возникает вопрос: что такое познание и что есть знание? Познание – процесс постижения человеком (обществом) новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действительности. Цель и смысл познания – обеспечить человеку возможность адаптации к окружающей его реальности, возможность ориентироваться в ней.

Содержание познавательных актов не произвольно, оно зависит от содержания самой действительности, и в этом смысле познание есть активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека.

Знаниеадекватное и обоснованное убеждение, результат процесса познания. Это зафиксированные в познавательном образе субъекта существенные черты и закономерности познаваемого объекта. В широком смысле слова знание – это вся информация, полученная о предмете познания. В данном случае понятия «знание» и «информация» отождествляются. Однако, в строгом смысле слова не всякая информация – знание. Для того, чтобы информация превратилась в знание, она должна быть особым образом преобразована и переработана человеком. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую систему, получить смысл и значение. Следовательно, знание – это всегда информация, но не всякая информация – знание.

Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие формы познавательной деятельности. В соответствии с этим выделяются следующие виды знания: научное, обыденное, религиозное, мифологическое, художественно-эстетическое, философское.

Процесс познания является взаимодействием познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания). Объект познаниято, на что направлен познавательный процесс, бытие и его конкретные элементы, связи, свойства которых стремиться познать человек. Он существует вне и независимо от субъекта. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь. Соответственно не все, что существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект познания и объективная реальность – вещи совершенно разные. Объект познания не остается неизменным. Любое добытое знание раскрывает в нем новые свойства. Так, объект под название «атом» известен со времен античности, но лишь относительно недавно мы стали знать о его строении, весе, изотопах и т.д.

Субъект познания – наделенный сознанием человек, включенный в систему социокультурных связей, чья активность направлена на познаваемый объект. Человек наделен сознанием и способен осуществлять познавательную деятельность. Субъект познания всегда активен. Причем под активностью понимается не только мыслительная (как в субъективном идеализме), но и практическая деятельность субъекта. Такая трактовка активности познающего субъекта характерна для диалектического материализма. Природа, не говоря уже о социальной действительности, преобразуется человеком. В результате практической деятельности формируется и сам человек. Поэтому в практике создается как субъект, так и объект познания.

ак же осуществляется процесс познания? Из каких звеньев или этапов он состоит? Познавательная деятельность человека осуществляется на двух основных уровнях: на чувственном и рациональном (абстрактно-логическом). С точки зрения первичности происхождения, чувственное предшествует рациональному. Очевидно, что вначале человек приобретает знания при помощи органов чувств, а затем, на этой основе в результате определенной работы ума он получает знания логического характера.

В истории философии сложились две прямо противоположные позиции по проблеме определяющей роли той или иной познавательной способности в процессе постижения мира – рационализм и сенсуализм.Сенсуализм в процессе познания решающую роль отводит ощущениям и чувствам, именно чувства дают надежное и адекватное знание. “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах” (Гельвеций). Рационализм утверждает, что истина достижима лишь на путях разума, выводима из самого мышления.

Чувственное познание предполагает непосредственное отражение объекта познания. Такие виды чувствования как зрение, обоняние, слух, осязание, вкус являются единственными “воротами”, через которые в наше сознание может проникать информация об окружающем нас мире. В этом заключается важная роль данной познавательной способности человека. Кроме этого, именно на основе и анализе чувственных данных базируется рациональное.

Основными формами чувственного знания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов ( ощущение холода, тепла, мягкости). Ощущения – переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Существуют достаточно много видов ощущений, из которых в качестве основных можно выделить: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Существуют также ощущения смешанного характера: вибрационные, температурные, болевые, вестибулярные, мышечные. Многие свойства предметов внешнего мира воспринимаются в результате взаимодействия нескольких органов чувств (например, форма). Между актом воздействия предмета на органы чувств и возникновением ощущения практически не существует временного промежутка или он таков, что им можно пренебречь.

Восприятия соответствуют системе свойств предметов и дают целостный образ предмета. В восприятии различные чувственные данные моментально и совершенно незаметно для нас объединяются в целостный образ предмета. Для восприятия характерна осмысленность; благодаря ей мы воспринимаем предметы как имеющие определенное значение, смысл (например, яблоко, камень). Присутствие смыслового момента в восприятии хорошо иллюстрирует знаменитая картинка, которую иногда называют “утко-кроликом” Витгенштейна. Хотя проекция этого контура на сетчатке глаза остается постоянной, мы видим на картинке то утку, то кролика, в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленности картинке.

Многократное восприятие того или иного объекта может удерживаться в сознании индивида и при его отсутствии. Это будет представление. Представлениеобобщенный чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Представление – это то же восприятие, но при отсутствии предмета. Это обычно усредненный образ, т.е. в представлении по сравнению с восприятием затушевывается единичное, уникальное, удерживаются некоторые общие черты и отбрасываются несущественные. В отличие от ощущений и восприятий, представления уже “поднимаются” над непосредственной данностью единичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов как необходимой основы логического, рационального мышления.

Итак, чувственное отражение отправной момент в движении к сущности объектов в овладении объектов на практике. Недостатки чувственного познания: 1) человек остается привязанным к конкретной ситуации, происходит отражение преимущественно внешних сторон и связей. Оно всегда локализовано во времени и пространстве, поскольку мы не можем непосредственно восприниматьсобытия прошлого или будущего – они не попадают в сферу действия наших органов чувств. 2) чувственное познание не может дать нам абстрактных знаний, например, математических истин, а тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности. Как на основе зрительного восприятия установить истинность многомерной геометрии, если реальные осязаемые физические объекты трехмерны. 3) чувственные образы субъективны, они зависят от воспринимающего субъекта, условий наблюдения, состояния его нервной системы, степени подготовки, уровня культуры и т. д.

Из тесного круга эмпирии выводит человека абстрактное мышление. Отталкиваясь от чувственного, мысль производит свои операции уже в сфере идеальных, умопостигаемых структур. Рациональное мышление представляет собой более высокий уровень. Оно позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное знание, не предполагающее прямого взаимодействия с объектом познания.

Первая проблема, с которой сталкивается интеллект в процессе теоретического познания, – это необходимость выделить изучаемый предмет из многообразия других предметов, уникально отличить его в универсуме мышления. Логическая форма, в которой решается данная задача, называется понятием предмета. Понятия выражают известные, далеко не очевидные, черты единообразия мира. Если бы не было понятий, то мир предстал бы сонмищем несопоставимых друг с другом единичностей. Мыслить, значит, прежде всего, отражать мир через понятия, посредством понятий, в форме понятий, т.е. мыслить, значит оперировать понятиями. Понятие является универсальной единицей мышления, подобно тому, как клетка – элементарный «кирпичик», из которого строится все «здание» живого организма.

Понятийное отражение действительности отличается особой сложностью и абстрактностью. Хотя уже на стадии представления человек отвлекается от огромного разнообразия частностей, и фиксирует лишь наиболее характерное, существенное в представлении. (Привести примеры). Существуют определенные аналогии между представлением и понятием. Представление дерева абстрагировано от всех конкретных деревьев, но при этом мы имеем более или менее четкое визуальное представление. Представление выступает как своего рода «предпонятие». Но только понятие способно охватить такие аспекты действительности, которые в принципе не доступны чувственному восприятию и не могут быть выражены посредством представлений. Напр., нельзя представить государство как таковое, любовь вообще, причинность, закон, число как таковое и т.п. Кроме того, именно мышлению доступно отражать не только отдельные фрагменты действительности, но и процесс постоянного изменения и развития. Понятие универсально, посредством понятия возможно отразить все великое и беспредельное разнообразие окружающей нас действительности.

Основными формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятие не идеальная копия предметов, а мысль, фиксирующая общее в предмете. Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные) существенные признаки и на их основе осуществлять классификацию объектов познания.

Образование понятия – сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих, наиболее существенных признаков и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма, цвет, количество ножек, материал, из которого он изготовлен и т.п., а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета в повседневной жизни.

Или, напр., понятие «квадрат» фиксирует такие отличительные признаки, как «равносторонний», «прямоугольник» и такие общие как «быть параллелограммом», «быть плоской геометрической фигурой» (они принадлежат и каждому квадрату, и другим геометрическим фигурам).

Научные понятия фиксируют не только общие и специфические, но и существенные, необходимые признаки. Так, для человека как общественного существа существенным признаком является, напр., способность производить орудия труда, а не свойство «иметь мягкую мочку уха».

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами и его признаками. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие. Пример суждения: «железо электропроводно», атом – элементарная частица; всякое изменение должно иметь причину; роза – красная. Высказывая суждение, мы уже пользуемся понятиями.

Умозаключение – форма мышления, в ходе которого из известного знания логически выводится новое знание. Человек пользуется умозаключениями, как в научной, так и в повседневной практике. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде.

Например:

Все металлы электропроводны;

Медь металл;

Следовательно, медь электропроводна.

Умозаключение в науке используется как способ познания прошлого, которое непосредственно уже нельзя наблюдать. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образования Земли, о происхождении жизни на Земле, о возникновении и этапах развития общества и т.п.

Следует подчеркнуть, что в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное чувственным. Реализация одного из них происходит через посредство другого. И. Кант заметил следующее: ”ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет нельзя было бы помыслить”.

Рациональное тесно связано не только с чувственностью, но и внерациональными формами познания. Особую роль среди них играет интуиция. Интуициянепосредственное постижение истины, в форме догадки не требующее предварительных логических рассуждений и доказательств. Интуиция возникает в результате подспудной работы сознания. Мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании природы и механизмов интуиции. Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяет с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения, удовлетворяющего сформулированной задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что Менделеев увидел свою будущую таблицу во сне, А. Кекуле во сне увидел змею, хвост которой находится в ее пасти – так родилась формула бензольного кольца, знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

В конце 19 - начале 20 вв. возникла философская концепция, получившая название интуитивизма. Основателем ее считают А. Бергсона, который отводил интуиции – которую он определил как род “интеллектуальной симпатии”– решающую роль в познании.

Итак, развитие тесно связано с чувственными и рациональными формами познания. Только в органическом сочетании непосредственного опыта, абстрактного мышления и интуиции рождается высший интегральный тип знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: