При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.
Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).
То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле.
Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние в повседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.
|
Деятельность социальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в России отсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защиты населения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи как социально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб в структуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям. Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья и др.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которые необходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленной на социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.
В начале XXI в. наиболее существенным нововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформирование источников и практики финансирования социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программах социальной защиты:
|
- государственная централизованная помощь планируется главным образом только слабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);
- обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с детьми в денежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов за счет взносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и наемными работниками, а также путем создания основной (государственной) и дополнительных (частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;
- социальные услуги (общие – для всего населения и специфические – для нетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из бюджета и фондов социального страхования, формируемых частично за счет обязательных страховых взносов наемных работников;
- среди источников финансирования государственного социального страхования предусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников, зачисляемые на их персональные счета, что дает возможность дифференцировать размер обеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости от страхового вклада наемных работников.
Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:
- разработать принципы инвестирования резервных финансовых средств, переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по социальному страхованию, оформлению задолженности государства в индексируемых государственных облигациях по социальному страхованию;
|
- предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации по социальному страхованию из государственного фонда социального страхования на персональные счета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передавать частным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки, получаемые по годовым программам приватизации;
- совершенствовать системы источников финансирования социальной защиты населения – привести тарифные взносы на социальное страхование предприятий, учреждений, организаций в соответствие с объемом средств, необходимых для достижения дифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения (средний размер тарифа страхового взноса должен устанавливаться Правительствам РФ);
- согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а также с отдельными категориями плательщиков (в зависимости от опасности, вредности, трудности работ и состояния новых условий труда) по регулированию социально-трудовых отношений с учетом дифференцирования тарифа страхового взноса;
- учредить региональные (муниципальные) фонды социальной поддержки населения.
Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:
- источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку и помощь различным группам населения, в том числе молодежи в регионе;
- критерии определения социального положения различных групп населения, в том числе молодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;
- существующие системы учреждений социальной работы, а также технологии оказания социальной помощи, реализуемой в различных типах социальных служб;
- полномочия: федеральных, региональных и местных органов социальной защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных структур, включенных в процесс социальной защиты населения, механизм их взаимодействия;
- наличие негосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;
- характер и формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числе молодежи.
Учет этих положений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержках централизованного управления деятельность структур исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:
- организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной поддержки молодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;
- совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки молодежи в регионе;
- прямые инвестиции в развитие региональной инфраструктуры объектов социальной поддержки;
- реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамках бюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».
Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.
Необходимо также развивать научно-исследовательское направление организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующие мероприятия:
- совершенствование информированности молодежи о различных акциях по поддержке лиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;
- оценка эффективности взаимодействия национально-культурных общественных объединений граждан, землячеств, заинтересованных в социальной поддержке молодежи;
- разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи социальных услуг с учетом дифференциации муниципальных образований;
- изучение: соответствия должностей и полученного образования специалистов, работающих в социальной сфере; возможностей межрегионального и международного сотрудничества в рамках СНГ в области совершенствования форм и технологий поддержки молодых людей, находящихся в сложной жизненной ситуации /4, с.70-74/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.
Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
А.А. Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспекте регионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должна быть основана на следующих направлениях:
- развитие творческого, научного, спортивного и иного потенциала молодежи;
- повышение уровней нравственной, правовой, политической культуры молодых людей, а также пропаганда здорового образа жизни, национальных, культурных и семейных ценностей;
- создание единого информационного пространства, способного обеспечить повсеместный доступ молодежи к необходимой информации, его позитивное оформление;
- интеграция государственного и коммерческого секторов экономики в целях стимулирования активности молодежи;
- поощрение создания и поддержка молодежных объединений организаций, коллективов и движений» /5, с.194 – 195/.
Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальные службы должны:
- оказывать поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
- учитывать особенности молодежной субкультуры;
Разрабатывать и апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.