Связь общения с деятельностью




КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формирования знаний человеком; преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти, развитие интеллектуальных функций, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фес-тингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Г. М. Андреева считает, что когнитивизм дал начало такому направлению, как психология социального познания, которое исследует проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.

Интеракционизм по происхождению – социологическая теория, основанная на теории символического интеракционизма Г. Мида, который исследовал социальные аспекты взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность, с одной стороны, – это автономная система, проявляющаяся в независимом импульсивном поведении, с другой – зависимая социальная система, проявляющаяся в ожидаемом окружающими поведении. Активное начало в личности способно менять не только личность, но и общество.

 

11. Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

· передача информации

· восприятие друг друга

· взаимооценка партнерами друг друга

· взаимовлияние партнеров

· взаимодействие партнеров

· управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Интерактивная сторона. Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона. Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

 

Связь общения с деятельностью

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, "по поводу" нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями

13.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь – самое универсальное средство коммуникации.В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение.


Понимание речи начинается с восприятия и осмысления отдельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается понимание сообщения в целом
В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста и создает условия для достижения взаимопонимания людей.

15.Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Известны следующие способы описания структуры взаимодействий.

1. Теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Фиксировали некоторые компоненты взаимодействия (люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения), искали детерминирующие факторы мотивации действий во взаимодействии. Теория Парсонса – попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт, а из них впоследствии складываются схемы действий. Считается, что это направление приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.
2. Описание ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Я. Щепаньский). Основное понятие – социальная связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта, психологического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).
3. Транзактный анализ (Э. Берн) – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из позиций, условно обозначаемую как: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда трансакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: например, Взрослый – Родитель. Взаимодействие эффективно при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (развлечениям) и играм.

 

27. Группа— объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Выделяют: большие и мале группы, которые в свою очередь подразделяются на:
-формальные (официальные) и неформальные;
-группы различного уровня развития – развитые и низкоразвитые.
Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.

Выделяют такие уровни развития группы.
1. Конгломерат. (это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.)
2. Номинальная группа. (группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название,наименование.)
3. Ассоциация. (группа людей, объединенных совместной деятельностью.)
4. Кооперация. (группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.)
5. Автономия. (целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.)
6. Корпорация. (группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.)
7. Коллектив. (группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Высший уровень развития)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: