ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.




 

Организация учебного процесса в дополнительном образовании.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность кружков как системное развитие потенциальных возможностей самого ребёнка: его интеллекта, способностей – общих и специальных, личностных качеств и т.д. Это формирует определённые требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится, зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащихся обучают необходимому объёму практических умений и минимуму теоретических знаний на уровне, позволяющем руководителю воплощать «через детей» собственные творческие замыслы. Другие «педагогические проблемы», в таком случае, остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволит тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный процесс».

 

I. Содержание учебной деятельности в кружках.

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления - теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творческой деятельности.

 

1.Теоретическая подготовка.

Именно в процессе изучения теории предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем на продуктивный (творческий) уровень.

Некоторые наиболее важные содержательные аспекты в теоретической подготовке учащихся:

• основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;

• направления и стили, жанровое разнообразие;

• выдающиеся деятели прошлого и настоящего;

• специальная терминология;

• инструменты и материалы;

• основные технические приёмы, технология;

• требования и правила в данном виде деятельности;

• возможности получения профессиональной подготовки;

• области применения полученных знаний и умений.

 

Методика теоретической подготовки.

1.Выделить из большого объёма теоретических знаний самое необходимое для обучения детей (не перегружать учебный процесс излишней «теоретизацией»).

2. Если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей и изложить в ходе нескольких учебных занятий.

3. Продумать процесс объяснения нового материала – подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определённую логику в изложении.

4. При объяснении теории использовать больше наглядных материалов.

5. Прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 тренировочных задания, закрепляющих изученный теоретический материал.

6.Практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания.

7. Изученный теоретический материал закрепить в конце учебного занятия, на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

 

2. Практическая подготовка.

 

Основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

• основные технические приёмы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника»);

• знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д);

• освоение технологического процесса (последовательности и взаимосвязанности различных действий);

• специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

• Подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) продуктивной деятельности учащихся (моделей, изделий, танцев, спектаклей и др.)

 

 

Методика практической подготовки:

 

1. Подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учётом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности.

2 Составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сорентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3 Освоение техники данного вида деятельности начинать с самых лёгких приёмов, с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», получить быстрый результат может привести к обратному эффекту – не точно освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);

4 Все освоенные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической его деятельности или, хотя бы, провести аналогии между тренинговыми упражнениями и выполнением практических заданий;

5 Каждую начатую детьми практическую работу обязательно довести до результативного конца – концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.

6 Для практической работы выбирать тематику или форму максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7 Не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не будет уверен в достаточном уровне её выполнения («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: