Готовность детей к посещению ДОУ




ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.................................................................................................................9

1.1. Характеристика адаптации детей к дошкольному учреждению...............9

1.2. Понятие «развивающая среда», принципы построения развивающей

предметно-пространственной среды в детском саду……………………17

1.3. Педагогические условия организации развивающей предметно-

пространственной среды с целью обеспечения благоприятной адаптации

детей раннего возраста к детскому саду…………………………….……28

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ......................................................................32

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ………………………………………………………………………...…..34

2.1. Исследование начальной готовности детей раннего возраста к посещению

детского сада……………………………………………………………….34

2.2. Реализация педагогических условий использования развивающей

предметно-пространственной среды как средства обеспечения

благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду…37

2.3. Анализ результативности работы по адаптации детей раннего возраста к

условиям детского сада…………………………………………...................49

 

 

ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………..51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..……………53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………........56

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….….….62


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема адаптации детей к детскому саду занимает в дошкольной педагогике одно из ведущих мест. И это все связано с тем, что детский сад в жизни ребенка - это новый период, и поступление в дошкольное учреждение сопряжено с тяжелыми переживаниями, а кроме этого, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. К сожалению, нередко процесс адаптации протекает очень болезненно и сложно. Ребенок может отказаться общаться со сверстниками и взрослыми, отказаться от еды, сна, у него могут появляться нежелательные привычки.

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Врачи считают, что одной из причин ухудшения здоровья детей является их адаптация к детскому саду. Они отмечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому что, разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования [1] развивающая предметно-пространственная среда обозначена как одно из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС, является ключевой задачей дошкольных организаций. Развивающая предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения — важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Именно поэтому развивающая предметно-пространственная среда, по нашему мнению, может стать эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации к детскому саду в данном исследовании.

Степень научной разработанности темы исследования. Анализ исследований (Н.М. Аксарина [2], Н.Д. Ватутина[3], Р.В. Тонкова-Ямпольская [4] и др.) показал, что есть большие проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, которые влияют на длительность и характер адаптационного периода; разработаны рекомендации, как для воспитателей, так и для родителей по подготовке к поступлению в детский сад и организации адаптационного периода в ДОУ ребенка (В.Н. Белкина, Л.В. Белкина [5], В.Н. Гуров[6], Е.В. Жердева [7], О.Г. Заводчикова[8], Н.В. Кирюхина[9], В. Костина[10], К.Л. Печора[11]).

Проблема исследования Проблема исследования заключается в противоречии между пониманием необходимости создания такой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, которая способствует благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, и недостаточной разработанностью вопроса использования развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения благоприятной адаптации детей к дошкольному учреждению.

Объект исследования - организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предмет исследования - педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Цель исследования - теоретически обосновать и в ходе опытной работы апробировать педагогические условия, которые обеспечивают
благоприятную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:

1.Охарактеризовать адаптацию детей к дошкольному учреждению;

2.Определить сущность развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении и основные принципы ее организации;

3.Выявить педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды с целью благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду;

4.Апробировать в ходе опытной работы педагогические условия обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развивающая предметно-пространственная среда детского сада будет эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста в случае выполнения следующих педагогических условий:

· обеспечение приближенности развивающей предметно-пространственной среды к домашней обстановке с целью снять эмоциональное напряжение у детей во время адаптации;

· включение родителей в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды;

· деление пространства групповой комнаты на центры для обогащения развития детей в период адаптации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ педагогической и психологической литературы;

-наблюдение за детьми;

-беседа;

-опрос родителей и анкетирование;

-изучение, анализ документации по адаптации детей раннего возраста;

-обобщение опыта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что конспекты ООД и рекомендации родителям могут оказать реальную помощь воспитателям дошкольных учреждений при создании развивающей предметно-пространственной среды с учетом апробированных педагогических условий с целью обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

База исследования - МБДОУ № 70 г. Владимира.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1. Характеристика адаптации детей к дошкольному учреждению

Научный термин" адаптация " носит междисциплинарный характер.

Адаптация (приспособление) - это процесс активного взаимодействия организма с окружающей средой. Люди и животные приспосабливаются к определенной среде: рыбы к воде, птицы к воздуху [12, с.231].

Человек существует в определенных климатических условиях. Такая адаптация - биологическая. В отличии от животных, человек должен уметь в состоянии адаптироваться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует правильных форм поведения (в магазине, в кафе, в школе, на работе, и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации[13, с.102].

И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда-это внешний стереотип. При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового [14, с.102].

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям

среды» [15, с.152]……

Таким образом, адаптация представляет собой неоднозначно организованный процесс вхождения организма в среду, предполагающий многоуровневость, затрагивающий физиологическую, социальную, психологическую составляющие. Чтобы адаптация детей раннего возраста прошла легко, нужно принимать во внимание индивидуальность каждого ребенка.

 

1.2. Понятие «развивающая среда», принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой [35,с.79].

Среда развития ребенка - это его пространство в жизни. Таковы условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия можно рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей предметно- пространственной среды.

У С.Л. Новоселовой в методических рекомендациях приводится следующая терминология.

Среда (Обогащенная) - предполагает единство предметных и социальных средств, для обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда (Предметная) - система предметных средств, насыщенная игрушками, пособиями, играми, материалами и оборудованием для организации творческой и самостоятельной деятельности детей.

Среда (Развивающая-предметная) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [36,с.79]…..

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда представляет собой, эффективное средство развития индивидуальности и целостного становления дошкольника, направленное, согласно ФГОС ДО, на: физическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое виды развития.

Развивающая предметно-пространственная среда – это, безусловно, место жизнедеятельности дошкольников, но при этом и стимулятор их деятельности, оказывающий на детей воспитательное значение. Такое функциональное предназначение предметной среды в детском саду требует определенной степени компетентности и творчества от педагога.

 

1.3. Педагогические условия организации развивающей предметно-

пространственной среды с целью обеспечения успешной адаптации детей

раннего возраста к детскому саду

Как было отмечено в гипотезе данного исследования: развивающая предметно-пространственная среда детского сада будет эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста в случае

выполнения следующих педагогических условий:

¾ обеспечение приближенности развивающей предметно-пространственной среды к домашней обстановке;

¾ включение родителей в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды;

¾ деление пространства групповой комнаты в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста.

Раскроем содержание этих условий.

1) Обеспечение приближенности развивающей предметно-пространственной среды к домашней обстановке.

Под средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок…….

2) Включение родителей в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды….

Чтобы избежать осложнений первого этапа и создать оптимальное течение адаптации, необходимо обеспечить поэтапный, постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Первый этап - подготовительный. Он должен начаться еще за полгода до первого приема в группу детского сада. Этот этап носит информативное сопровождение: анкетирование. В рамках нашего исследования отметим, что анкетирование должно выявить пожелания родителей в оформлении и организации предметной среды группы. При индивидуальных контактах выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада [51,с.31-35]…..

3) Деление пространства групповой комнаты в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания [54,с.56]…..

Таким образом, теоретический анализ источников по проблеме исследования позволяет предполагать, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада будет эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста, если соблюдается приближенность предметно-развивающей среды к домашней обстановке; родители включаются в процесс создания предметно-развивающей среды; пространство групповой комнаты и спальни делится в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста. Реализация именно этих педагогических условий и легла в основу нашей опытной работы в МБДОУ № 70 г. Владимира.

 

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, адаптация представляет собой неоднозначно организованный процесс вхождения организма в среду, предполагающий многоуровневость, затрагивающий физиологическую, социальную, психологическую составляющие. Чтобы адаптация детей раннего возраста прошла легко, нужно принимать во внимание индивидуальность каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой эффективное средство развития индивидуальности и целостного становления дошкольника, направленное, согласно ФГОС ДО, на: физическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-

эстетическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда– это, безусловно, место жизнедеятельности дошкольников, но при этом и стимулятор их деятельности, оказывающий на детей воспитательное значение. Такое функциональное предназначение предметной среды в детском саду требует определенной степени компетентности и творчества от педагога

Теоретический анализ источников по проблеме исследования позволяет предполагать, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада будет эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста, если соблюдается приближенность предметно-развивающей среды к домашней обстановке; родители включаются в процесс создания предметно-развивающей среды; пространство групповой комнаты и спальни делится в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста. Реализация именно этих педагогических условий и легла в основу нашей опытной работы в МБДОУ…..

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

2.1. Исследование начальной готовности детей раннего возраста к

посещению детского сада

 

С целью достижения цели и задач исследования и подтверждения его гипотезы нами была проведена опытная работа на базе МБДОУ…. Участвовало в педагогическом опыте 23 ребенка в возрасте от 2 до 3 лет.

Цель педагогического опыта - изучить особенности прохождения процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду, влияния организации развивающей предметно-пространственной среды на длительность и характер привыкания ребенка к новым условиям жизни.

Использовались следующие методы исследования:

¾ беседа с воспитателями;

¾ наблюдение за детьми;

¾ анкетирование и опрос родителей….

Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

Анкета разработана психологической службой ГОУ-ЦРР д/с №183 г. Москвы. В дальнейшем данная методика была опубликована в программе адаптации детей к ДОУ «Дружная семейка» (автор Севостьянова Е.О.) [58].

Родителям для заполнения предлагался бланк с вариантами ответов без указания баллов и прогноза адаптации. Воспитатель при участии педагога-психолога дошкольного учреждения обрабатывал анкету, давала рекомендации родителям и разрабатывала индивидуальный план работы с ребенком, согласно полученным результатам.

Данная методика предусматривает ряд психолого-педагогических параметров определения готовности ребенка к поступлению в МБДОУ.

Прогноз адаптации строится по следующим критериям:

1) Настроение.

2) Засыпание.

3) Продолжительность сна.

4) Аппетит.

5) Отношение к высаживанию на горшок.

6) Навыки опрятности.

7) Отрицательные привычки.

8) Интересуется игрушками, предметами дома и в новой обстановке.

9) Проявляет интерес к действиям взрослых.

10) Любит заниматься, внимателен, активен.

11) Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми.

12) Инициативность во взаимоотношениях с детьми.

13) Результативность деятельности.

14) Социальные связи со взрослыми и детьми.

15) Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми.

16) Уверенность в себе.

17) Адекватен к оценке своей деятельности взрослыми.

18) Опыт разлуки с близкими.

19) Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых.

В зависимости от ответа каждому критерию присваивается от 1 до 3 баллов. Все полученные баллы суммировались и по результатам анкетирования выделили следующие уровни готовности детей к посещению детского сада:

¾ готов к поступлению в детский сад – 55-40 баллов;

¾ условно готов – 39-24 балла;

¾ не готов – 23-16 баллов.

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено в Приложении А.

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 7 детей, условно готовы – 10 детей, не готовы – 6 ребенка….

Таким образом, почти все дети раннего возраста, принявшие участие в диагностике методами «анкетирование родителей» и «наблюдение за детьми», характеризуются как не достаточно подготовленные к посещению детского сада (преобладает средний уровень готовности – «условно готов»).

2.2. Реализация педагогических условий использования развивающей предметно-пространственной среды как средства обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

 

Работу по построению развивающей предметно-пространственной среды в адаптационной группе мы проводили с учетом следующих педагогических условий.

Первым важным условием было обеспечение приближенности развивающей предметно-пространственной среды к домашней обстановке.

В группе мы старались создать оригинальную, современную, развивающую предметно-пространственную игровую среду с использованием комфортных, безопасных, ярких игрушек и игровых пособий. При построении среды мы учли, что все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы) должны быть задействованы - это обязательно согласно положениям ФГОС ДО. …..

 

Эффективно организовать развивающую предметно-пространственную среду сложно без помощи и поддержки родителей. Отсюда, второе реализованное нами педагогическое условие - включение родителей в процесс создания предметно-развивающей среды.

Нашей целью взаимодействия с родителями в рамках данного

исследования было решение задач, связанных с вовлечением родителей в педагогический процесс по построению развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения успешной адаптации детей к условиям детского сада….

Следующее условие успешной адаптации детей раннего возраста,

реализованное нами в ходе педагогического опыта, - это деление пространства групповой комнаты на центры.

Мы оформляем пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины. С первых минут в нашем детском учреждении ребенок попадает в благоприятное, психологически комфортное пространство….

 

 

2.3. Анализ результативности работы по адаптации детей раннего возраста

к условиям детского сада

 

Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада мы получили, проанализировав адаптационные карты через месяц после поступления детей.

У 18 детей (78,2%), адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни они были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

У 5 детей (21,8%), адаптация прошла по 2 группе - адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны.

За 2-3 недели дети освоили группу, адаптировались к среде группы,

стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовал педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, дети стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.

3 и 4 группы – адаптации тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет (Приложение 4).

Таким образом, можно отметить, что прогноз адаптации подтвердился, период адаптации у детей нашей группы прошел успешно (Приложение 5). Степень адаптации - лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить об адекватной организации предметно–развивающей среды в группе и благоприятной адаптации детей к условиям детского сада. Итоги опроса родителей показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество.

У детей бодрое и эмоциональное настроение, они проявляют интерес и желание играть, общаться друг с другом.

Таким образом, опытная работа, направленная на успешную адаптацию детей раннего возраста к дошкольному учреждению, показала свою эффективность. Уровень готовности к посещению дошкольного учреждения у воспитанников повысился значительно; адаптация у преобладающего большинства детей характеризуется как легкая.

Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Выводы по второй главе

 

Таким образом, с целью достижения цели и задач исследования и подтверждения его гипотезы нами была проведена опытная работа на базе МБДОУ…. Участвовало в педагогическом опыте 23 ребенка в возрасте 2-2,5 лет.

Цель педагогического опыта - изучить особенности прохождения процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду, влияния организации развивающей предметно-пространственной среды на длительность и характер привыкания ребенка к новым условиям жизни.

С целью определения изначальной готовности детей к посещению детского сада было проведено анкетирование родителей. Его результаты были пессимистичны. Поэтому было принято решение о проведении педагогического опыта.

Почти все дети раннего возраста, принявшие участие в диагностике методами «Анкетирование родителей» и «наблюдение за детьми», характеризуются как не достаточно подготовленные к посещению детского сада (преобладает средний уровень готовности – «условно готов»).

При создании развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста, нами принимались во внимание психологические особенности детей раннего возраста, а также особенности их взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения. Мы претворили в жизнь педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды как средства обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста к детскому саду, выдвинутые нами в начале исследования как ведущие, а именно: обеспечение приближенности предметно-развивающей среды к домашней обстановке; включение родителей в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды; деление пространства групповой комнаты в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста.

Опытная работа, направленная на успешную адаптацию детей раннего возраста к дошкольному учреждению, показала свою эффективность. Уровень готовности к посещению дошкольного учреждения у воспитанников повысился значительно; адаптация у преобладающего большинства детей характеризуется как легкая.

Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Заключение

Таким образом, адаптация представляет собой неоднозначный организованный процесс вхождения организма в среду, предполагающий многоуровневость, затрагивающий физиологическую, социальную, психологическую составляющие. Чтобы адаптация детей раннего возраста прошла легко, нужно принимать во внимание индивидуальность каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой эффективное средство развития индивидуальности и целостно­го становления дошкольника, направленное, согласно ФГОС ДО, на: физическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое виды развития.

Развивающая предметно-пространственная среда – это, безусловно, место жизнедеятельности дошкольников, но при этом и стимулятор их деятельности, оказывающий на детей воспитательное значение. Такое функциональное предназначение предметной среды в детском саду требует определенной степени компетентности и творчества от педагога.

Теоретический анализ источников по проблеме исследования позволяет предполагать, что развивающая предметно-пространственная среда детского сада будет эффективным средством обеспечения благоприятной адаптации детей раннего возраста, если соблюдается приближенность предметно-развивающей среды к домашней обстановке; родители включаются в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды; пространство групповой комнаты делится в соответствии с особенностями восприятия мира ребенком раннего возраста. Реализация именно этих педагогических условий и легла в основу нашей опытной работы в МБДОУ …

С целью достижения цели и задач исследования и подтверждения его гипотезы нами была проведена опытная работа на базе МБДОУ… Участвовало в педагогическом опыте 23 ребенка в возрасте 2-2,5 лет.

Цель педагогического опыта - изучить особенности прохождения процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду, влияния организации развивающей предметно-пространственной среды на длительность и характер привыкания ребенка к новым условиям жизни.

С целью определения изначальной готовности детей к посещению детского сада было проведено анкетирование родителей. Его результаты были пессимистичны. Поэтому было принято решение о проведении педагогического опыта.

В ходе педагогического опыта нами на практике были реализованы необходимые для адаптации детей условия построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно: обеспечение приближенности развивающей предметно-пространственной среды к домашней обстановке; включение родителей в процесс создания развивающей предметно-пространственной среды; деление пространства групповой комнаты на центры.

Создавая развивающую предметно-пространственную игровую среду в группе детей раннего возраста, мы учли психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса – детей раннего возраста, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Наша многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Проведенный анализ предметной среды группы на соответствие принципам построения развивающей среды показал, что предметная среда соответствует принципам и, значит, является развивающей. А также подтвердилось предположение, что развивающая предметная среда группы не только решает задачи развития и воспитания детей на конкретном возрастном этапе, но и является условием успешной адаптации детей к ДОУ.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"//Российская газета (Федеральный выпуск №6241 (265).- 2013.- 25 ноября

2) Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни / Н.М. Аксарина // Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина, 1977. – С. 235-243.

3) Ватутина, Н. Д. Адаптация детей к детскому саду – процесс активный и управляемый: Методические рекомендации/Магнитогорск пед. Ин-т; Сост. ВАТУТИНА 1992

4) Социальная адаптация детей в ДОУ / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2010. – 315 с.

5) Белкина, В.Н. и др. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкин, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2014. - 236 с.

6) Гуров, В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении / В.Н. Гуров. - Ставрополь, 2013. - 198 с.

7) Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с.

8) Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи/О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.– 79 с.

9) Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

10) Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С.34-37.

11) Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. / М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 96 с.

12) Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.

13) Вертягина, Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.

14) Павлов, И.П. Полное собрание сочинений [Текст] / И.П. Павлов. - Т. 3, кн.2. – М., 1991

15) Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. - 270

16) Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Academia, 2004 - 352 с

17) Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1997.

18) …..

19) Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000.

20) Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.

21) Гуров, В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении / В.Н. Гуров. - Ставрополь, 2013. - 198 с.

22) Айсина, Р. и др. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2013. - №5. - С.49-53.

23) Социальная адаптация детей в ДОУ / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2010. – 315 с.

24) Социальная адаптация детей в ДОУ / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2010. – 315 с.

25) Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Р.Н. Буре. - М.: Просвещение, 2012. - 226 с.

26) Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2012. - 414 с.

27) Зубова, Г. и др. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С. 66-77.

28) Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг.-СПб.: Питер, 2012. - 992 с.

29) Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 304 с.

30) Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. /Воронеж: Учитель, 2006. -236 с.

31) Соколовская, Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. / Волгоград: Учитель, 2011. - 188 с.

32) Айсина, Р. и др. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2013. - №5. - С.49-53.

33) Зубова, Г. и др. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С. 66-77.

34) Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2012. – 188 с.

35) Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 630, [1] с.: ил.

36) Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.

37) Ясвин, В.А. Образовательная среда о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: