У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие состояния.




Страх — отрицательная эмоция в ситуации реальной или вообража­емой опасности.

Эмоция страха сама по себе вызывает страх, а переживание страха еще больше ее усиливает, доводя до экстремальной стадии ужаса.

Ужас — это максимальная степень переживания страха, усиливаю­щего самого себя за счет повторяющейся циркуляции этого пережи­вания в психике.

Выделяют две основные функции страха:

· Мотивация когнитивных и поведенческих актов

· Адаптивная мотивация

Первичной функцией страха является мотивация специфичес­ких когнитивных и поведенческих актов, способствующих укрепле­нию безопасности и чувству уверенности. Страх также выполняет адап­тивную функцию, заставляя человека искать способы защиты от воз­можного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для Укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологичес­ки предрасположены реагировать страхом. По мере приобретения опы­та человек начинает испытывать страх при столкновении с самыми раз­ными ситуациями, явлениями и объектами. Большинство активаторов страха связаны с «естественными сигналами» опасности.

Страх — это сильная эмоция, оказывающая весьма заметное влия­ние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Су­ществует феномен отставленного во времени страха, который объясня­ется тем, что в ситуации угрозы появляются возможности избежать опас­ности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», сильно ограничивая восприятие, мышление и свободу выбора индиви­да. Он останавливает свободу поведения индивида: человек пере­стает принадлежать себе, он движим одним единственным стремлени­ем — устранить угрозу, избежать опасности, но страх может сопровож­даться не только реакцией отстранения или бегства, но и осторожными попытками исследования пугающего объекта, иногда даже улыбкой или смехом, что обусловлено мотивацией.

Длительные переживания страха вызывают изменения во всем организме — сердцебиение, учащенный пульс, приступы тахикардии. Возникают чувство сдавления в грудной клетке, удушье, боли в животе, кишечные спазмы, метеоризм, расстройство мочеиспускания, диарея, мышечные подергивания, дрожание и др.

Паника. Эмоционально сопровождается взволнованностью, испугом, которые в свою очередь нарушают согласованность действий, затормаживают мышление и вызывают дефекты мышления, что препятствует сознательному управлению деятельностью и вызывает неточные, необдуманные движения, протекающие по типу безусловного рефлекса. Такие движения чаще всего являются лишними именно для данной трудовой деятельности, в связи с чем они приводят к совершенно противоположному результату: не служат защите человека, а наоборот, вызывают вредное воздействие.

Бывают, конечно, случаи, когда подобные движения достигают желаемой цели. Это происходит, когда для предотвращения опасности требуется не заученное рабочее движение (например, остановка станка), а просто инстинктивное защитное движение (отпрыгнуть в сторону, отбросить горячую вещь и т.п.).

Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека, так как происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности или гибель.

В основе масштабности заложено количество людей, охваченных данным эмоциональным состоянием. По масштабности паника может быть:

· Индивидуальная — подвержен один конкретный индивид;

· Групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен чело­век (если они разрознены);

· Массовая — тысячи или гораздо больше людей; массовой следу­ет считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство лю­дей независимо от их общего числа.

Аффект. К группе первично возникающих, эмоционально насыщенных и психотравмирующих состояний, проявляющихся в экстремальных ус­ловиях, относится аффект.

Аффект возникает на произошедшее событие и сдвинут к его концу. Любая эмоция (положительная или отрицательная) и чувство (по­зитивное или негативное) могут переживаться в аффективной форме. Внешне аффект проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля.

По мнению Л. С. Выготского (1983), к возникновению аффекта приводит остроконфликтная ситуация, в которой индивид для спасе­ния своей жизни должен действовать, но не знает, как и что делать. Одна и та же ситуация при равной неподготовленности люден или неожи­данности для них у одного человека вызывает аффект, у другого — не нарушает психическую деятельность.

В литературе у состояния аффекта выделяют три характерных для него аспекта:

1) «заряд» аффекта (энергетический компонент инстинк­тивного влечения);

2) процесс «разрядки»;

3) восприятие окончатель­ной «разрядки» (ощущение, эмоция, чувство). При этом «заряд» аффек­та имеет количественную оценку интенсивности, а процесс «разрядки» ощущается или воспринимается человеком в качественных категориях.

К. М. Гуревич и В. Ф. Матвеев пришли к вы­воду, что состояние аффекта в аварийных ситуациях тесно связано с ин­дивидуальными особенностями нервной системы: лица, не обладающие достаточной силой процесса возбуждения или с преобладанием тормоз­ного процесса, вероятнее всего, окажутся несостоятельными в сложных и экстремальных ситуациях.

Ажитированное состояние. В ответ на раздражители, сигнализи­рующие об опасности для жизни, на первый план выступают беспокой­ство и тревога. Возбуждение выражается в суетливости, возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей.

Нарушается способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, мыслительные про­цессы замедленны. У человека возникает чувство пустоты в голове, от­мечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потли­вости, дрожания рук и др. Нарушается восприятие времени и окружаю­щей действительности, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом. Осложняется процесс выбора действий, нарушаются логичность и последовательность мышления. В результате этого создаются усло­вия для «высвобождения» стереотипных, автоматизированных дей­ствий, не соответствующих сложившейся ситуации.

Состояние ступора. В условиях угрозы для жизни ступор харак­теризуется внезапным оцепенением, застыванием на месте в той позе, в которой человек находился в момент получения известия об аварии, катастрофе, стихийном бедствии и т.д.; при этом интеллектуальная дея­тельность сохраняется. Ступор проявляется в напряженной скованности позы, движений и речи.

Стресс – это особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо стрессового (часто экстремального) воздействия.

Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта.

Дистресс - отрицательного.

Так как стресс возникает, главным образом, именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Стадии развития стресса (Г. Селье)

I. Алларм – реакция (стадия тревоги)

II. Повышенной (перекрестной) резистентности (стадия сопротивления)

III. Истощения (нарушение адаптационного процесса)

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. [7]

Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание. К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб. Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом. В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.). В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель. Основными признаками апатии являются:

• безразличное отношение к окружающему;

• вялость, заторможенность;

• медленная, с длинными паузами, речь.

 

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать, решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. Основными признаками двигательного возбуждения являются:

• резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

• ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

• часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

 

Агрессия. Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим. Основными признаками агрессии являются:

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесное оскорбление, брань;

• мышечное напряжение;

• повышение кровяного давления.

 

Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др. Основные признаки данного состояния:

• дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;

• возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

• реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

• потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

 

Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Основные признаки:

• сохраняется сознание;

• чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

• крики, рыдания.

 

Шок. Сложный типовой патологический процесс, возникающий при действии на организм экстремальных факторов внешней и внутренней среды, которые наряду с первичным повреждением вызывают чрезмерные и неадекватные реакции адаптивных систем, особенно симпатоадреналовой, стойкие нарушения нейроэндокринной регуляции гомеостаза, особенно гемодинамики, микроциркуляции, кислородного режима организма и обмена веществ (В.К. Кулагин).

Сущность процесса "шок" - несогласованные изменения в обмене и его циркуляторном обеспечении, возникающие вследствие расстройств нервной и гуморальной регуляции (С.А. Селезнев).

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: