Содержание
Введение……………………………………………………………………………………… | |
1. Психические состояния, как категория психологической науки……………………… | |
2. Экстремальные психические состояния………………………………………………… | |
3.Психогенные реакции и расстройства, возникающие в экстремальных условиях……………………………………………………………………………………… | |
Заключение…………………………………………………………………………………... | |
Список литературы………………………………………………………………………….. |
Введение
В настоящее время человек все чаще и чаще сталкивается с экстремальными ситуациями различного генеза: катастрофы природного, либо техногенного характера, стихийные бедствия, захват заложников, террористические акции и др. При этом сама экстремальная ситуация может оказать влияние на изменение психического состояния людей. По своей природе экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям. Как правило, экстремальные ситуации возникают внезапно и имеют разную временную продолжительность. Воздействия таких ситуаций становятся катастрофическими, особенно когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей, вследствие чего страдает психика человека и может развиться различная психическая патология, которая требует всестороннего комплексного изучения. Реакция на экстремальную ситуацию изменяет психическое состояние, повышая нервно-психическое напряжение человека, которое может способствовать как мобилизации активности, так и дезорганизации деятельности [3].
|
Психические состояния людей при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент возникновения стихийного бедствия, экстремальной ситуации поведенческие реакции людей имеют преимущественно витальную направленность, обусловленную инстинктом самосохранения, но уровень целесообразности таких реакций различен у людей: от панических бессмысленных действий до сознательно целенаправленных.
Психические состояния, как категория психологической науки.
Неоценимый вклад в психологию состояний внесли российские ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и И.П. Павлов, которые обосновали физиологические механизмы, принцип обратной связи, генезис и регуляцию психических (душевных) состояний.
Первенство среди отечественных ученых в постановке вопроса о необходимости целостного, систематического изучения психических состояний как общепсихологической категории принадлежит Н. Д. Левитову, который в 1964 г. предложил следующее понимание рассматриваемого феномена.
Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Другой специалист в области рассматриваемой проблемы Л. В. Куликов считает, что устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека является системообразующим фактором для психического состояния. Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и ресурсами (осуществляют соответствие между ними), обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды. Другими словами, психическое состояние - это согласование личностных стремлений и возможностей с особенностями средовых факторов и силой их воздействия.
|
В целостной структуре психики для разграничения динамичных явлений от более устойчивых, условно выделяют психические процессы. Понятие психический процесс характеризует непрерывность, «текучесть» психических явлений. Психические процессы условно подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, внимание, память, речь), эмоциональные и волевые. Все психические процессы функционируют взаимосвязано, образуя единый процесс отражения действительности и осуществляя психическую регуляцию деятельности.
Понятие психическое свойство указывает на стабильность и устойчивость проявлений психики. Психическими свойствами являются: способности, черты темперамента и характера, волевые качества, направленность личности и др.
Неравновесные состояния – это состояния с повышенной или пониженной психической активностью (например: страх, восторг, гнев, апатия, утомление). Данные состояния возникают в сложных, экстремальных ситуациях, в трудные и критические периоды, а также в особых условиях жизнедеятельности – недостаток кислорода, высокое атмосферное давление, невесомость и т.п. По мнению А. О. Прохорова, слишком высокая или низкая активация неоптимальна для деятельности и не позволяет адаптироваться к ситуации. В неравновесных состояниях саморегуляция недостаточна эффективна, поэтому поведение отличается нерациональностью и неадекватностью, продуктивная деятельность затруднена, возможны агрессивные и трагические поступки. [8]