ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ МЕБЕЛИ,
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА И УЧЕБНЫМ ДОСКАМ
Требования к ученической мебели и ее расстановке в классе
Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7-15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1 номера, на 5-6 см – 2 и 3 номера и на 7-8 см – у парт 4 номера.
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
Функциональные размеры парт для учащихся начальных классов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 7.1.1.
Таблица 7.1.1
Функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп
Ростовая группа | Высота переднего края крышки парты | Высота переднего края сиденья парты |
1000-1150 мм | ||
1151-1300 мм | ||
1301-1450 мм | ||
1451-1600 мм |
При выборе ученической мебели следует руководствоваться следующими положениями:
1. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения, в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.
2. Парты должны иметь цветовую маркировку, которая наносится на видимую наружную боковую поверхность в виде круга диаметром не менее 10 мм.
3. Функциональные размеры ученической мебели должны соответствовать ее номеру и маркировке. Контроль соответствия осуществляется путем измерения у парт высоты над полом верхней плоскости крышки, обращенной к ученику и высоты над полом верхнего края сиденья. В мебели с регулируемыми параметрами контролируют соответствие номеру каждого положения регулировки. Измерения проводят универсальным измерительным инструментом, имеющим миллиметровые деления с погрешностью ± 1 мм.
|
4. Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отдельных элементов мебели приведены в Приложении 4.
Требования к расстановке мебели в классном помещении
1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).
2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.
3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.
4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.
5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.
6. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.
7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.
8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.
9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.
10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон*. Для профилактики нарушений осанки не менее 2-х раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.
|
11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.
12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 мм до 1300 мм, желтая – от 1301 мм до 1450 мм, красная – от 1451 мм до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.
Требования к организации ученического рабочего места
Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:
голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;
корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);
руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
|
ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;
расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.
Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1.
Таблица 7.2.1
Примерное распределение парт разного номера в начальных классах (%)
Класс | Номер парты | ||
1 класс | |||
2 класс | |||
3 класс | |||
4 класс |
В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.
Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм – 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.