Образование Союза ССР и земельное законодательство




С образованием Союза ССР земельное зако­нодательство стало совершенствоваться не только как республиканское, но и как обще­союзное.

Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной государственной собственности на землю, отнесла к веде­нию Союза ССР установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных отноше­ний; подробно регламентировали землеустройство; определили пра­вовой режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок разрешения земельных спо­ров и т. д.

Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательства пошло по линии совершенствования сложив­шихся в результате национализации земли основных земельно-пра­вовых институтов: права исключительной государственной собст­венности, права землепользования и его различных видов, право­вого режима различных категорий земель, землеустройства и др.

В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало основным и потребовало дальнейшего совершенство­вания, упорядочения и охраны от каких бы то ни было нарушений.

Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен за­тем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, кон­ституционным принципом. Принцип бесплатности пользования зем­лей был распространен на все сельскохозяйственные земли, а так­же на все виды пользования землей и лесами, сенокошение, пасть­бу скота и др.

В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и совхозного землепользования.

13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земель­ное законодательство — были приняты Основы земельного законо­дательства Союза ССР и союзных республик.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г.

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с Основами зе­мельного законодательства Союза ССР и со­юзных республик был принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены на­циональные, местные условия и особенности регулирования земель­ных отношений.

Земельным законодательством был закреплен принцип бесплат­ности землепользования. В качестве землепользователей выступа­ли колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись исполкома­ми местных Советов народных депутатов, Советами Министров со­юзных и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у землепользователей.

5. Земельная реформа в РФ и её правовое закрепление

В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Начало реформы Реформа осуществляется, во-первых, на ос­нове специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о прива­тизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обще­ствах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвес­тиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то зе­мельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.

В соответствии с законодательством земельная реформа — это коренное изменение того земельного строя, который существо­вал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

— приватизация земель;

— децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собст­венности на землю:

— частная (индивидуальная, общая долевая и общая совмест­ная — физических и юридических лиц);

— государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

— муниципальная;

— иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения зем­лей; право пользования; право аренды.

Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привес­ти и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сель­ского хозяйства.

На основе данной множественности форм собственности и дру­гих прав на землю появились и развиваются различные органи­зационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромыш­ленных предприятий:

— государственные;

— кооперативные;

— муниципальные;

— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.

Указанные субъекты новых аграрных отношений одновремен­но являются и субъектами новых земельных отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласи­ла, что в России закреплены частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и рас­поряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблю­дать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается федеральным законом.

Первые правовые акты земельной реформы были принять еще бывшим Союзом ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собст­венность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной соб­ственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закре­пили передачу земельного участка по наследству.

Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли

22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О зе мельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земель ной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов

Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельно­го участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, пода­рить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хо­зяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и ра­ботников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: