Тема 10
Прибыль и рентабельность организации.
Слайд 1
Название курса, номер темы
Слайд 2
Содержание темы
Слайд 3
1.1 Сущность прибыли и ее виды
Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.
Прибыль – это обобщающий показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов.
В самом слове «прибыль» содержится ответ на вопрос, что это такое. Прибыль – это прибавка, рождающаяся в денежном обороте, в том случае если выручка превышает затраты. Таким образом, прибыль – это превышение выручки над затратами. В противном случае мы имеем убыток. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и прочее) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству.
Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.
Прибыль различают:
– по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т. д.);
– по видам продукции;
– по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);
Слайд 4
1.1 Сущность прибыли и ее виды
– по структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);
– по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);
– по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая);
– по направлениям использования (прибыль капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т. д.);
– по методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т. д.);
– по степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).
Слайд 5
1.2 Порядок формирования прибыли
Для расчета показателей прибыли необходимо знать доходы (Д) и текущие расходы (Е). В общем виде:
П = Д – Е.
Расходы бывают двух видов: текущие и капитальные. Капитальные расходы – это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы – это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении прибыли от управления капиталом выступают в виде:
· текущих издержек;
· отрицательной курсовой разницы;
· расходов, связанных с демонтажем оборудования и т. д.
В хозяйственной практике расчет прибыли осуществляется следующим образом. Этот процесс представлен на рис. 1 (содержится в «Отчете о прибылях и убытках).
Изменение суммы прибыли во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения.
Слайд 6
1.3Распределение и использование прибыли.
Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия.
По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях:
Прибыль отчетного года:
- бюджет;
- предприятие;
- собственники.
Рис. 1 Механизм формирования прибыли
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отнесением их на различные источники.
Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.
Некоторые налоги включаются в состав расходов на производство продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный налог, лесной налог, другие ресурсные налоги.
Другие налоги относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, т.е. уменьшают балансовую прибыль предприятия: налог на прибыль, налог на имущество, налог на рекламу.
Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль, предприятия уплачивают некоторые местные налоги.
Поскольку, как мы видим, основным источником уплаты налогов является добавленная стоимость, то налоги непосредственно влияют на часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, т.е. на чистую прибыль. Косвенные налоги, хотя и прямо не уплачиваются из прибыли, но при достижении ценой товара максимума покупательной возможности также начинают снижать долю прибыли товаропроизводителя. Сумма налогового бремени обратно пропорциональна инвестиционным возможностям реального сектора экономики. Задача государственного управления состоит в том, чтобы, сохраняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях. Закономерно предположить, что должен быть ограничитель для налоговой нагрузки на экономику предприятий-налогоплательщиков. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.
Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.
Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, и собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном размере. Дивиденды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.
В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее посредством предоставления налоговых льгот оно стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно устанавливается минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новой продукции и технологических процессов, совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, расширение предприятия и новое строительство объектов, проведение природоохранных мероприятий. В эту же группу расходов относят расходы на погашение долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
Слайд 7
1.4 Методы планирования прибыли.
Планирование прибыли — составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различивши в методологии исчисления и налогообложение прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.
Планирование прибыли использует все параметры бизнес- плана и определяет финансовый результат всей деятельности предприятия. Очень важно осознать взаимосвязь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.
Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
Слайд 8
1.4 Методы планирования прибыли.
Метод прямого счета.
В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана, пример которого приведен в табл. 1.
Таблица 1
Расчет прибыли, тыс.руб.
№ п/п | Показатель | Сумма |
Плановый объем продаж а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости | 313 075 199 858 | |
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 1а - стр. 1б) | 113 217 | |
Доходы от внереализационных операций: - Доходы по ценным бумагам - Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий | ||
Операционные доходы: - От прочей реализации - Арендные платежи | ||
Операционные расходы: - По прочей реализации - Амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду | ||
Внереализационные доходы: - Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков - Курсовые разницы | 2 000 2 500 | |
Внереализационные расходы: - Курсовые разницы - Налог на имущество - Налог на рекламу | 1 700 | |
Прибыль (убыток) планируемого года (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 - стр. 5 + стр. 6 - стр. 7) | 116 428 |
Слайд 9
1.4 Методы планирования прибыли.
2. Аналитический метод.
Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую (отчетную) рентабельность Р0:
Р0 = (П0: Стп) • 100%,
где П0 — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчет ведется в определенной последовательности.
1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
2. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.
3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1 и последующих этапах.
6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на размер прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
Слайд 10
1.4 Методы планирования прибыли.
3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ).
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности.
Точкой безубыточности называют критический объем продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка (рис. 2).
Рис. 2 Определение точки безубыточности
Прямые 1—3 на рис. 2 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта производственного (операционного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие производственного рычага уменьшается.
Слайд 11
1. 5 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия.
На финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика предприятия. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт выполненных работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).
В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни способы равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.
Слайд 12
1.6 Основные направления увеличения прибыли; факторы влияющие на прибыль
Существует три основных направления увеличения прибыли: технологическое, организационное, экономическое.
Технологические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного оборудования с целью снижения себестоимости продукции и приведения ее качества в соответствие с международными стандартами.
Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.
Экономические пути роста прибыли следующие:
– стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;
– наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;
– материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающую рост деловой активности.
Слайд 13
1.6 Основные направления увеличения прибыли; факторы влияющие на прибыль
По направленности влияния на прибыль все факторы делятся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).
В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.
Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда и труд персонала). Непроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фирмы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров.
В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и другие). К интенсивным факторам относятся те, которые обусловливают повышение эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей и др.) В процессе производства продукции и услуг все факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Получение предприятием прибыли, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако сам факт получения прибыли не характеризует эффективность работы предприятия. Иными словами важна не прибыль, а прибыльность, т. е. ответ на вопрос: сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности, как ключевые показатели или индикаторы результата деятельности предприятия.
Слайд 14
1.7 Эффективность и рентабельность.
Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждое предприятие крайне заинтересовано в эффективном ведении своего хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования.
Эффект – от лат. (effectus)результат, воздействие. Соответственно, эффективность – это результативность. Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой «ценой» он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле, эффективность – это соотношение результатов и затрат или ресурсов, которые этот результат вызвали.
Соотнесение результатов с затратами может производиться различными способами.
• логически (например, при определении эффективности обучения).
• в виде разности, когда из результата вычитают затраты (например, прибыль определяется как разница между результатом — выручкой и затратами на ее получение. Такие показатели называются абсолютными;
• в виде отношения затрат и результатов (например, производительность труда как соотношение между результатами труда и затратами труда и т. д.). Такие показатели называются относительными. Относительные показатели бывают прямыми и обратными.
Прямые показатели называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько единиц результата «снимается» с единицы затрат или какова «результатоотдача» затрат.
Обратные – показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько необходимо единиц затрат для получения единицы результата или какова «затратоемкость» результата.
В любом случае, определить эффективность – это значит соотнести результат с затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали. Однако содержание показателя эффективности, то, на какой вопрос он будет давать ответ, зависит от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат. В зависимости от целей анализа возможна любая детализация результатов и затрат.
Часто можно слышать, что задачей какой-либо деятельности является «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики, такое выражение некорректно, поскольку это означает, что результат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. С точки зрения экономики это очень трудно осуществимая задача. Чаще всего повышения эффективности достигают двумя путями:
– либо достижения максимума результата при фиксированном объеме затрат;
– либо достижения минимума затрат при фиксированном объеме результата.
Следовательно, для того чтобы добиться повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть, что собою представляют результаты деятельности предприятия, и что собой представляют его ресурсы и затраты.
Таким образом, показатели эффективности работы предприятия это:
– показатели эффективности использования основных производственных фондов;
–показатели эффективности использования оборотных средств;
– показатели использования трудовых ресурсов;
– показатели использования финансовых ресурсов.
Как говорилось выше, прибыль свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования. Но, для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.
Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность, как показатель – это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе затраты. Рентабельность, как правило, определяется в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом:
Рентабельность = (прибыль / затраты) × 100% или .
Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.
Слайд 15
1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельности
Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом) можно выделить следующие виды рентабельности:
– рентабельность продукции, работ, услуг;
%.
– рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода или рентабельность продаж %.
Слайд 16
1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельности
С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:
– рентабельность текущих затрат, т. е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг;
– рентабельность (доходность) капитальных затрат, т. е. отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям.
рентабельность активов %;
рентабельность капитала %,
где А – сумма активов предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные и финансовые активы);
Е – себестоимость продукции;
Д – выручка от реализации;
К – капитал предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные активы).
Слайд 17
1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельности
По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:
– по времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;
– месту – рентабельность предприятия, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения и т. д.;
– степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;
– разновидностям доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или от краткосрочных финансовых вложений и др.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоотдачей и фондоемкостью продукции, скоростью оборачиваемости оборотных средств и др.
Основные направления повышения рентабельности те же, что и направления роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Поэтому снижение текущих издержек предприятия и более эффективное использование имущества также оказывает влияние на показатель рентабельности.
Слайд 18
Итоги лекции (темы)