Высшая форма развития института несостоятельности в рыночном хозяйстве - это решение социальных проблем, которые возникают в результате банкротства предприятий. Здесь происходит определенное самоотрицание банкротства как инструмента избавления от неэффективных предприятий и одновременно становится наиболее явной главная цель банкротства как института, который является элементом воздействия на экономику с целью ее санации, а не на разрушение последней. Инструментом решения социальных проблем выступает институт привилегии и гарантийный институт заработной платы, призванные регулировать последствия банкротств в интересах трудового коллектива.
Институт привилегии предполагает, что приоритетным правом при погашении обязательств пользуются работники обанкротившегося предприятия. Согласно российскому законодательству механизм удовлетворения требований имеет определенный порядок:
1. административные расходы, связанные с ликвидацией собственности, включая вознаграждение доверенному лицу и уполномоченным;
2. претензии, возникшие после открытия дела о банкротстве;
3. судебные издержки;
4. работники, которым нанесен вред здоровью в процессе выполнения производственных функций;
5. заработная плата персонала;
6. претензии залоговых кредиторов;
7. претензии клиентов, оплативших товары или услуги, не предоставленные должником
8. претензии по выплате обязательных платежей;
9. претензии, предъявленные с опозданием (1 месяц с момента объявления предприятия банкротом);
10. пени и штрафные санкции.
Иногда возникают ситуации, когда в результате реализации активов предприятия банкрота выявляется, что их реальная стоимость равна нулю либо явно неадекватна даже судебным издержкам и заработной плате антикризисного менеджера. В этой ситуации институт привилегии не срабатывает и работники предприятия банкрота не могут удовлетворить свои требования. Для решения этих проблем мировой практикой был выработан механизм гарантийного института заработной платы. Согласно ему работник, проработавший не менее определенного срока (от 2 до 6 месяцев в разных странах по разному) имеет право на гарантии со стороны администрации предприятия в удовлетворении всех своих требований при банкротстве. Материальным основанием этого права выступает специально создаваемый фонд, средства которого формируются самими предприятиями по нормативам n-ной суммы денежных средств. Эта сумма денег используется только при банкротстве предприятий и идет на погашение обязательств перед работниками. В 1986 году 400 тыс. японских работников получили средства из гарантийных фондов. В РФ законодательного механизма регулирующего создание гарантийного института заработной платы не существует.
|
В большинстве зарубежных стран учитывается, что банкротство само по себе не является достаточной причиной для автоматического прекращения действия трудовых договоров. Именно такой подход был отражен в Директиве Европейского сообщества в 1977 году относительно сближения законодательств государств-членов в вопросах, касающихся сохранения прав рабочих и служащих в случае несостоятельности производственных единиц.
По мере усложнения института собственности менялись цели и способы воздействия на нее в рамках института несостоятельности. От уровня индивидуально-персональной ответственности цели трансформировались на уровень коллективного воспроизводства отношений собственности и приобрели главным образом превентивный характер на всех стадиях банкротства.
|
Методические указания:
Прочитайте:
Базовый учебник:
1. Гореликов К.А. Антикризисное управление: учебник. – М.: Дашков и К°, 2018. – 216 с. https://biblioclub.ru
Основная литература:
1. Абросимов Н.С. Принципы антикризисного управления: монография. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 109 с. https://biblioclub.ru
2. Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 511 с. https://biblioclub.ru
3. Беляев А.А. Антикризисное управление: учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 311 с. https://biblioclub.ru
Ответьте на вопросы:
1. В силу каких причин институт банкротства в РФ считается неэффективным.
2. Какими льготами по уплате задолженности может воспользоваться неплатежеспособный должник.
3. Как менялось законодательство о банкротстве, начиная с 1991г.