Программа практических занятий по дисциплине
«Коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами»
Практическое занятие № 1.
Тема: Развитие слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами
Задачи:
- актуализировать знания о поэтапном подходе к формированию слуховых представлений, путях реализации дифференцированного подхода в процессе развития слухового восприятия различных групп детей с кохлеарными имплантами;
- сформировать умение осуществлять целенаправленное наблюдение и анализ видеофрагментов по развитию слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами;
- сформировать умение осуществлять планирование видов работ по развитию слухового восприятия разных групп детей с кохлеарными имплантами неречевыми звучаниями и речью в соответствии с представленными задачами.
Вопросы и задания.
1. Изучите требования к формированию слуховых представлений у детей с нарушением слуха. Заполните таблицу:
Этап работы | Задачи | Основные методические требования | Пример |
Восприятие | |||
Различение | |||
Опознавание | |||
Распознавание |
2. Изучите методические рекомендации к планированию работы по развитию слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами, сформулированные И.В. Королевой и О.В. Зонтовой.
3. Подберите звуковой материал и виды работ в соответствии с представленными задачами работы по развитию слухового восприятия, охарактеризуйте методику реализации:
Задача | Звуковой материал | Вид работы, методика реализации |
Развивать умение различать на слух бытовые шумы при выборе из 3-х. | ||
Развивать умение воспринимать на слух слова с разным числом слогов |
4. Проанализируйте видеозаписи фрагментов занятий по развитию слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами. Задания к видеонаблюдению:
а) зафиксировать и определить:
- виды работ, используемые учителем-дефектологом;
- этапы формирования слуховых представлений (аргументировать ответ);
- соблюдение требований к отбору материала для развития слухового восприятия (неречевого и речевого);
б) спрогнозировать виды работ, обеспечивающие усложнение работы по развитию слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами.
Задание выполняется на занятии
Литература: 1, 2, 3.
Практическое занятие № 2.
Тема: Развитие устной речи детей с кохлеарными имплантами
Задачи:
- актуализировать знания о дифференцированном подходе к развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами;
- сформировать умение осуществлять целенаправленное наблюдение и анализ видеофрагментов по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами, потерявших слух до овладения речью;
- сформировать умение планировать работу по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами, потерявших слух до овладения речью.
Вопросы и задания.
1. Изучите методические рекомендации к содержанию и организации работы по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами.
2. Заполните таблицу «Дифференцированный подход в работе по развитию речи детей с кохлеарными имплантами»:
Параметры сравнения | Ранооглохшие дети с КИ раннего возраста | Ранооглохшие дети с КИ дошкольного и школьного возраста | Дети с КИ, потерявшие слух после овладения речью |
Развитие речи: - фонетика; - лексика; - грамматика. |
3. Проанализируйте фрагменты видеозаписей занятий по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами, потерявшими слух до овладения речью. Задания к видеонаблюдению:
а) зафиксировать и определить:
- виды работ, используемые учителем-дефектологом, их усложнение;
- соблюдение требований к отбору речевого материала;
б) сформулировать домашнее задание для ребенка. Аргументируйте ответ.
4. Завершите представленный конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом, потерявшим слух до овладения речью, с учетом представленных задач. Аргументируйте выбор видов работ и их последовательность.
Литература: 1, 2, 3.
Практическое занятие № 3.
Тема: Развитие устной речи детей с кохлеарными имплантами
Задачи:
- актуализировать знания о дифференцированном подходе к развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами;
- сформировать умение планировать работу по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами, потерявших слух после овладения речью.
Вопросы и задания.
1. Изучите методические рекомендации к содержанию и организации работы по развитию устной речи детей с кохлеарными имплантами. Определите специфику работы по развитию речи детей, потерявших слух после овладения речью.
2. На основе представленной характеристики слухоречевого развития ребенка с кохлеарным имплнатом, потерявшего слух после овладения речью, составить перспективный план работы по развитию речи (фонетика, лексика, грамматика).