Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки.




Тема 1. Предмет, методы и структура юридической психологии

Целью преподавания дисциплины «Юридическая психология» является приобретение студентами и слушателями всех форм обучения необходимых теоретических и практических знаний в области психологических аспектов правовых отношений, возникающих в сфере функционирования государственных институтов, правовых отношений между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Особенностью данного курса является то, что его предметная область находится на стыке психологических наук и юриспруденции. Изучение данной дисциплины основывается на теоретических и практических аспектах психолого-правовых исследований и способствует профессионально-личностной компетентности специалиста.

Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает специфику проявления психических закономерностей в конкретных условиях деятельности.

К настоящему времени сформировались такие отрасли психологии, как педагогическая, медицинская, экономическая, политическая, военная, психология труда, управления, искусства, спорта и др.

Насущные задачи юридической деятельности обусловили формирование и юридической психологии.

Юридическая психология (от латинского "juris" — право) изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Главной задачей дисциплины является формирование и развитие студентов и слушателей знаний о психолого-правовой сущности правового регулирования государственных и социально-экономических отношений, психологических особенностей правомерного и противоправного поведения человека в сфере различных (государственно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых, административных и др.) правоотношений, навыков применения психологических методов в сфере регуляции правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

изучение психологических закономерностей формирования правосознания, исследование механизмов поисково-познавательной деятельности следователя, развития социально-правовых отношений в сфере судопроизводства, психолого-правовых аспектов профессиональной деятельности юристов, социально-психологических факторов перевоспитания и ресоциализации лиц, совершивших преступления;

формирование психологических основ профессиональной этики юриста, общей и правовой культуры, ответственности за порученное дело, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

развитие понимания сущности и социальной значимости своей профессии, взаимосвязи психологических и правовых знаний в целостной системе профессиональной деятельности юриста.

 

Учебная дисциплина построена на основании знаний, полученных обучаемыми по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также изученного ранее ряда общепрофессиональных дисциплин.

Содержание дисциплины включает анализ социально-экономических, психологических и правовых аспектов инновационных процессов в России, опыта построения в современных условиях правового государства. Преподавание дисциплины способствует выработке профессионально-необходимых качеств юриста, психологическому обеспечению деятельности в различных сферах правоотношений.

Изучение дисциплины повышает профессиональную и личностную компетентность специалиста в системе «человек – общество - право», обеспечивает разрешение юридически значимых проблем психолого-правовыми средствами.

 

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа дефектов правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения. В гражданско-правовой регуляции необходимы познания в области психологии договорных отношений.

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов — назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст.ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения су-дебно-психологической экспертизы.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной — она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносятся с нормами материального и процессуального права.

§ 2. Методы юридической психологии

Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы структурного анализа, естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов, контент-анализ и интервьюирование.

Метод структурного анализа направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.

Метод структурного анализа взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.

Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. (Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.)

В юридической психологии широко используется и метод беседы — метод доверительного общения с обследуемым лицом. При этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы.

Вспомогательный метод юридической психологии — метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных м судебных ошибок.

Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.

Биографический метод — метод выявления и обобщения биографических данных — разновидность генетического метода исследования. При этом сведения получаются из автобиографии обследуемого лица, принадлежащих ему документов, корреспонденции, сообщений учебно-воспитательных и лечебных учреждений, знакомых лиц, родственников и т.п. Многие из характеризующих личность документов неадекватны — они могут быть тенденциозными или устаревшими. Однако все биографические документы свидетельствуют о жизненном пути личности, т.е. того фактора, без знания которого невозможен психологический анализ личности. При психологическом исследовании возможно применение различных личностных тестов и вопросников.

Метод обобщения независимых характеристик связан с получением служебных и иных характеристик личности из разных источников, что позволяет избежать тенденциозных, неадекватных личностных оценок, прийти к обоснованным выводам.

Судебно-психологическая экспертиза — выявление возможных психических аномалий у проходящих по делу лиц. Она осуществляется высококвалифицированными специалистами по личностной диагностике (эта проблема будет рассмотрена более подробно).

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.

Специфическим методом юридической психологии является метод изучения отдельного случая (монографический метод) — углубленное исследование социально-психологического явления на одном конкретном, но представительном объекте (представителе класса объектов), выделение в нем типологических особенностей.

§ 3. Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную систему категорий (тезаурус), соответствующую логике включенности человека в сферу правовой регуляции. Она состоит из пяти разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.

1. Правовая психология:

право как фактор социальной регуляции поведения, психологические аспекты эффективного правотворчества,

правовая социализация личности,

особенности психического отражения правозначимых явлений, психология правопонимания и правосознания,

психология правоисполнительного поведения.

2. Психология гражданского правового регулирования:

психология гражданских правоотношений,

позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность,

психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству,

психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел,

судебная речь в гражданском суде,

психология деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве, речь адвоката в суде,

психология деятельности прокурора в гражданском процессе, речь прокурора в гражданском суде,

когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда,

судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве,

психология принятия судебных решений, социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата и коллегий адвокатов (юридических консультаций).

3. Криминальная психология:

проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения,

роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, психологические типы преступников,

психология совершения преступного деяния,

психология дезадаптивной, рецидивной и подростковой преступности,

психология групповой и организованной преступности,

психология вины и ответственности.

4. Психология уголовного судопроизводства:

I. Психология предварительного следствия:

психология следственной деятельности,

психология личности следователя и других участников уголовного процесса,

познавательно-удостоверительная деятельность следователя,

психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях; информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности,

психология коммуникативной деятельности следователя,

психология следственных действий в системе расследования,

судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

II. Психология судебной деятельности:

психологические особенности судебной деятельности,

психология подготовки и планирования судебного разбирательства,

психологические особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии,

психология судебных прений,

психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде,

психология деятельности адвоката (защитника), речь адвоката,

психология подсудимого,

психология принятия судебных решений.

5. Исправительная (пенитенциарная) психология:

задачи исправительной (ресоциализирующей) психологии, психологические проблемы наказания и исправления преступников,

психология осужденного на лишение свободы, психология жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений,

психология ресоциализирующей деятельности, социальная реадаптация освобожденного. Как учебная дисциплина юридическая психология имеет вводный раздел "Методологические основы юридической психологии", в котором рассматриваются:

предмет, методы, задачи и теоретические принципы юридической психологии, ее место в системе смежных наук, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования, историческое развитие юридической психология (см. ниже схему "Система юридической психологии").

 

 

 

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). Всвоих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно-


досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы1.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Горди-енко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К. Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И. С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Ф. Кони и др.).

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты экспериментальных исследований ряда психологов.

В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В1900 г. он опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы: 1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки; 2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседаний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение»1. Итоги своего исследования В. Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, и в Европе они вызвали большой интерес в юридических кругах. Впоследствии В. Штерн Создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Горячими сторонниками В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О. Б. Гольдовский и профессора Казанского университета А. В. Завадский и

A. И. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам

B. Штерна, и сделали аналогичные выводы2. Сам О. Б. Гольдовский говорил: «Пси
хологические основания ошибок очень различны, и вывод из сопоставления карти
ны, воспроизведенной свидетелем, с действительностью получается очень печаль
ный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее».

Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природылреступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн,

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. — С. 130.


 

 

экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механиз-мвв, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологиюв круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.

Сущность судебно-психологических изысканий того периода известный отечественный психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е гг. "судебная психология" — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т, п>2.

Основная литература:

Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2005. - С. 13-51.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. - С. 1-18.

Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 10-45.

 

Дополнительная литература:

Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Юрид.лит., 1997. - С. 369,419-426.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Краткий курс:Учебно-методическое пособие. – М.: 2005, С. 8-16.

 

Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления ее развития.

Содержание, система юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества подготовки работников правоохранительных органов, юридических служб учреждений, организаций, предприятий.

Юридическая психология в системе отраслей знания; междисциплинарные связи с другими отраслями психологии, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией.

Развитие юридической психологии в Западной Европе. Развитие юридической психологии в России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: