Г. Справочники и словари




Русский язык и его специфика.

А. Теоретическая часть

1. Язык – знаковая система. Функции языка. Язык и речь.

2. Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации. Значение русского языка как средства межнационального и международного общения.

3. Понятие об общенародном языке. Формы существования языка (территориальные и социальные диалекты, просторечие, литературный язык).

4. Признаки литературного языка. Современный русский литературный язык и его стили.

Б. Практическая часть

Задание 1. В каком значении употреблены выделенные слова в приведенных отрывках из произведений А.С. Пушкина? Прокомментируйте эти значения с точки зрения современного русского языка.

А. Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Б.... И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье

В. Вы чинно, молча, сложа руки,

В собраньях будете сидеть

И жертвуя богине скуки,

С воксала в маскерад лететь –

И уж не вспомните поэта!..»

Г. Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам...

Задание 2. «Переведите» на литературный русский язык:

На всякого промоутера найдется свой супервайзер. Куплю маму и клаву – недорого.

Задание 3. Используя словари, объясните значение следующих слов: лакуна, экспрессия, канон, нотариус, штатный, штатский, адаптация.

В. Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – Русский язык и культура речи. – С. 40 – 63.

2. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 35 – 46.

3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева– М., 1998. – С. 194.

 

Г. Справочники и словари

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993 (и более поздние издания).

2. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

3. Словарь иностранных слов. М., 1989 (и более поздние издания).

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

Практическое занятие № 3

Научный стиль и его разновидности

А. Теоретическая часть

1. Языковые особенности научного стиля. Термин. Терминология и номенклатура.

2. Естественнонаучный, научно-технический и научно-гуманитарный подстили.

3. Коммуникативно-стилевые типы научного текста.

4. Жанры научной литературы.

Б. Практическая часть

Задание 1. Сопоставьте отрывки из научных и художественных текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научных текстов (на фоне художественных). К каким частям речи относятся термины? Какие значения в научных текстах выражают глаголы?

1.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с помощью гамма-распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным случаем гамма-распределения. (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным способом»)

Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До дома еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня.

Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь с своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская с глаз детей. Мужчины, придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором вбежали под защиту крыши. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

2.

На основании многолетних наблюдений за бурным ветром на метеостанциях проведено схематическое районирование территории Кыргызстана по буречасам, т.е. суммарной годовой продолжительности сильных ветров как интегрального показателя интенсивности буревой деятельности на его территории. Для повышения глубины анализа и достоверности получаемых результатов разработана специальная климатическая типизация территории,включающая 12 типов, различающихся местоположением, рельефными условиями и орографической защищенностью. (А.О. Подрезов «Районирование территории Кыргызстана по годовой длительности бурь»)

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. (И.А. Гончаров «Обломов»)

Задание 2. Сопоставьте определения, которые даются в учебнике «Развитие речи. 5 класс» (под ред. Т.А. Ладыженской) и в книге Д.Н. Александрова «Риторика». Определите различия в изложении материала. Чем они объясняются?

1. Этот учебник познакомит тебя с интереснейшей, древнейшей и, тем не менее, очень современной наукой - РИТОРИКОЙ.

Почему интереснейшей наукой? Потому что в ней говорится о том, как мы общаемся. А что может быть интереснее человека, который говорит, слушает, читает, пишет? Как это происходит? Когда у нас это хорошо получается, а когда нет?

Почему древнейшей наукой? Потому что риторика насчитывает более двух с половиной тысяч лет. И уже древние греки успешно ею занимались в V—IVвеках до н.э.

Почему современной? Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия...

Об этом и многом другом поведет с тобой разговор на страницах учебника наш герой – мальчик Риторик, вместе с которым ты будешь разбираться в том, что такое речевое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда нет. Ты научишься оценивать чужую и свою речь, станешь внимательнее к ситуации, к тому с кем и для чего ты говоришь и пишешь. Ты научишься вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые слова), спорить, но не ссориться.

2. Что такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика — теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить «красно», хорошо, так, как нужно в данном случае, поскольку риторика — одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» – по-гречески, «элоквенция»й – по-латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты.

... Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, который должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учитывая эти обстоятельства, учителя риторики в Древнем мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

В. Литература

4. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 48 – 49.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – Русский язык и культура речи. – С. 59 – 68.

6. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева– М., 1998. – С. 169 – 213.

7. Основы научной речи / под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой– СПб., 2003.

 

Г. Справочники и словари

5. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева– М., 1998.

Практическое занятие № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: