А. Теоретическая часть
1. Языковые особенности официально-делового стиля.
2. Юридический, дипломатический и канцелярско-деловой подстили.
3. Жанры официально-делового стиля.
Б. Практическая часть
Задание 1. Определите черты официально-делового стиля в статье 26 Гражданского кодекса РФ. Распределите их по группам: а) лексические, б) словообразовательные, в) морфологические, г) синтаксические, д) текстовые.
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправебыть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во семнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
Задание 2. Проанализируйте отрывок из текста, написанного в дипломатическом подстиле, преамбулу Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы. Определите признаки официально-делового стиля. Какие штампы, использованные в данном тексте, характерны для официально-делового стиля, а какие – только для дипломатического подстиля?
Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,
руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.,
исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического и научно-технического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,
придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
учитывая взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств,
договорились о нижеследующем...
Задание 3. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля (обращайте внимание на необходимый падеж имен существительных).
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, во избежание, в порядке.
В. Литература
1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 47 – 48.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 59 – 68.
3. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 216 – 235.
Г. Справочники и словари
1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.
2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.
Практическое занятие № 5 – 6
Общение и его виды
А. Теоретическая часть
1. Понятие об общении. Общение и коммуникация.
2. Единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаиомдействие.
3. Виды общения. Невербальные средства общения.
4. Принципы речевого общения. Постулаты Г.П. Грайса. Максимы Дж. Н. Лича.
5. Эффективность общения. Факторы эффективности вербального и невербального общения. Коммуникативные барьеры.
Б. Практическая часть
Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».
Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто... Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений».
(А.П. Чехов. «Кошмар».)
– Чем был разочарован Кунин во время богослужения?
– Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника?
В каких еще случаях от них следует отказаться?
– Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?
Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней...
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который, последний из гостей, с шляпой в руке и с ул ыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах, да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» – сказал ее взгляд.
(Л.Н. Толстой. «Война и мир».)
Найдите места в отрывке, где описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?
Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами (неконгруэнтность)? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?
Задание 3. Выполните задание 4 на с. 27 из учебника «Русский язык и культура речи» под ред. С.Р. Омельченко.
В. Литература
4. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 14 – 18, 27, 126 – 127.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 163 – 187, 201 – 210.