в соответствии с принципами всеобщего менеджмента качества




Стандарты качества банковской деятельности

 

Под стандартом качества банковской деятельности понимают установленные и принятые в качестве стандартных взаимосвязанные качественные характеристики кредитной организации. Также к стандартам относят требования к организации процессов производства банковских продуктов, которые отражены в документе и которые предназначены для добровольного и систематического применения кредитными организациями. В основе документа лежит передовой интернациональный и отечественный опыт управления, самая лучшая банковская практика, а также международные стандарты.

Полное и масштабное развитие банковской системы Российской Федерации несёт с собой не только количественный её рост, но и качественный. Необходимо усовершенствовать организацию и менеджмент банковской деятельности, увеличить уровень обслуживания и сервиса клиентов, организовывать качественно и результативно банковские продукты.

Повышение интереса к улучшению качества работы банка, бесспорно, являются требования рынка, а также усиливающаяся конкуренция. Значительную поддержку банкам оказывает наличие наилучших методов организации работы, снабжение банков документами, которые отражают передовой опыт организации банковской сферы. Практический смысл для увеличения качества банковской деятельности имеет разработка и использование стандартов ведения банковских процессов.

Важнейшей особенностью стандартов качества управления банковской деятельностью является то, что они предъявляют требования к системе организации управления банковским бизнесом по аналогии с международными стандартами серии ISO 9000, которые обобщают передовой мировой опыт в области управления качеством. В отличие от ряда стандартов (ISO 9000 и др.) стандарты качества управления банковской деятельностью включают конкретные требования к конкретным банковским процессам, на основе которых могут быть сформированы определённые назначения и рекомендации по совершенствованию того или иного процесса банка.

Подготовка стандартов – значимая и необходимая работа, которая направлена на увеличение качества деятельности российских банков, увеличение конкурентоспособности. Это основная идея, и она обусловливает всю работу по сборам стандартов, и Ассоциация российских банков (АРБ) ею следует при формировании конкретных решений.

Практически эту работу АРБ начала в 2005 году. В городе Уфе в январе 2005 года на банковской конференции произошло широкое и актуальное обсуждение вопросов увеличения качества работы банков. На этой конференции выступил первый заместитель Председателя Банка России А.А. Козлов, он предложил Ассоциации российских банков организовать работу по подготовке стандартов банковской деятельности, обратить стандарты в сильный двигатель увеличения качества. АРБ понравилось его предложение и с ним согласились. С этого момента в г. Уфе на банковской конференции каждый год подводят итоги работы, формируют пути движения вперед. В организации всей работы по стандартизации огромную помощь проявляет Национальный банк Республики Башкортостан.

В настоящее время Советом АРБ одобрено 17 стандартов, которые прошли обсуждение на конференциях. В их числе 3 методологических документа и 14 стандартов качества отдельных банковских процессов.

Важнейшим документом, который подготовила рабочая группа АРБ, является Концепция стандартизации, которая определяет важнейшие требования к стандартам.

В целях создания условий для обширного признания и применения стандартов качества банковской деятельности разработаны проекты документов для учреждения и регистрации системы добровольной сертификации по стандартам качества АРБ в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Необходимо отметить, что стандарты качества банковской деятельности, которые разработаны АРБ, соответствуют критериям двух моделей оценки менеджмента – Европейского Фонда менеджмента качества и Премии Правительства РФ в области качества. В таблице 1 стандарты, разработанные АРБ, соотнесены с принципами последней премии.

Таблица 1

Стандарты качества банковской деятельности

в соответствии с принципами всеобщего менеджмента качества

Принципы всеобщего менеджмента качества Название стандарта Дата выпуска стандарта
Лидерство руководства и порядок в достижении целей Стандарт качества организации стратегического управления кредитной организации 16 февраля 2010г.
Ориентация на потребителя Стандарт качества управления взаимоотношениями с потребителями банковских услуг 5 октября 2006г.
Воспитание партнерства Стандарт качества организации деятельности по аутсорсингу информационных технологий в банках 2 июня 2006г.
Завлечение персонала Стандарт управления персоналом в банке 21 декабря 2007г.
Менеджмент на основе понимания процессов и фактов Ориентация на результаты Стандарт качества организации управленческого учета и отчетности в Банке Стандарт качества организации управления операционными рисками в кредитных организациях Стандарт качества организации управления кредитным риском в кредитных организациях Стандарт качества организации управления риском ликвидности в кредитных организациях Стандарт качества управления репутационным риском в кредитных организациях Стандарт качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях 16 января 2008г. 5 октября 2006г. 5 октября 2006г. 5 марта 2007г. 16декабря 2010г. 16декабря 2010г.
Беспрерывная познавательная деятельность и инновации Стандарт «Программа управления беспрерывностью деятельности кредитных организаций банковской системы РФ» 2 апреля 2012 г.

 

Как видно из таблицы 1, принципы всеобщего менеджмента качества отражаются в стандартах качества банковской деятельности. В последнее время увеличивается число премий и наград для наиболее эффективно развивающихся банков, среди них Национальная банковская премия, премии журнала «Банковское дело» и т. д. В рамках конкурсов наряду с номинациями за динамичное развитие, внедрение современных банковских технологий и эффективное управление банком, премии и награды вручаются и руководителям кредитных организаций. При этом ни одна кредитная организация России не является лауреатом или финалистом Национальной премии по качеству в нашей стране. Такая же ситуация характерна и для банковского сектора европейских стран. Несмотря на то, что ведущие европейские банки вводят стандарты экологической и информационной безопасности, единственной кредитной организацией, которая вошла в число лауреатов Европейского Фонда менеджмента качества – это BfG Bank (Германия, 2000 г.).

Стандартизация банковской деятельности на сегодняшний день является актуальной проблемой, так как финансовый сектор Российской Федерации стремиться, как можно больше, расшириться, использовать международные формы отчетности и нарастить экономику, посредством повышения её конкурентоспособности.

Стандартизация банковской деятельности как масштабное экономическое явление сталкивается со следующими основными проблемами:

1. слабый уровень эффективности, а также доступности подготавливаемых стандартов;

2. нужда обучения персонала банковской деятельности;

3. недостаточный интерес банков в использовании стандартов в практической деятельности.

Необходимо отметить, что при всех наблюдающихся проблемах, процесс стандартизации остаётся интересным и любопытным все большему числу профессиональных участников. В АРБ постоянно поступают предложения о том, чтобы расширить информационное поле и провести семинары на данную тему в различных регионах.

В целях стимулирования введения стандартов качества банковской деятельности в России в 2012 г. АРБ совместно с Всероссийской организацией качества (ВОК) учредила программу «Лучшие банки России», которая позволяет всем заинтересованным банкам получить независимую оценку качества их менеджмента. Критерии оценки в данной программе аналогичны критериям, применяемым в моделях Премии Европейского фонда менеджмента качества и Премии Правительства Российской Федерации в области качества, и учитывают соответствие банков стандартам качества АРБ. Результаты оценки соответствия деятельности банков стандартам качества учитываются различными рейтинговыми агентствами при составлении рейтингов кредитных организаций.

Еще одним направлением развития деятельности в области управления качеством в банковской сфере является проведение самооценки деятельности организации. Данный инструмент стал применяться кредитными организациями с 2006 года, когда АРБ начала разрабатывать стандарты качества банковской деятельности. В настоящее время банки могут проводить самооценку:

1. по 5 разделу стандарта АРБ «Стандарты качества банковской деятельности. Основные положения и требования», согласно которому определяется в соответствие деятельности банка одному из пяти предложенных уровней зрелости.

2. на соответствие информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0 – 2006 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» и т.д.

Таким образом, задача формирования и укрепления в России позитивного имиджа национальной банковской системы неразрывно связана с повышением качества деятельности кредитных организаций. Это подтверждается Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, которая принята Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации 5 апреля 2011 года, согласно которой основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно являться повышение качества банковской деятельности. В настоящее время в РФ продолжается работа в области разработки стандартов не только отдельных банковских процессов, но и стандартов качества банковских продуктов. Для участия в разработке стандартов привлекаются кредитные организации, занимающие лидирующее положение на отдельных сегментах рынка банковского кредитования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: