Сколько же обетований дал Бог о храме Соломоновом! И, однако, сколько раз этот храм сгорал и уничтожался! Когда народ израильский -- отходил от Бога, пророки начинали взывать к людям и призывали их образумиться, но их усилия были тщетны: как о стенку горох. Люди успокаивали себя следующим помыслом: “Когда Соломон построил храм, Бог ниспослал множество благословений и сказал, что с этого места будут благословляться и освящаться все люди (3 Цар. 9:1-9). Значит, все это останется невредимым -- и наши стены, и наш храм. Такое обетование дал Бог.” Да, Бог дал такое обетование, но при условии, что и сами израильтяне будут жить правильно, будут послушны Богу. Бог дал Благодать храму Соломона, но когда израильтяне – ПЕРЕСТАВАЛИ хранить заповеди, то по Его попущению храм предавался огню или разрушению. А покаявшись, израильтяне возводили храм заново.
Например, когда они отошли от Бога при царе Седекие, тогда пришел Навуходоносор, поджег храм, разрушил иерусалимские стены, а евреев в узах отвел в Вавилонский плен (4 Цар. 24). Конечно, в плен отвели и тех, кто был невиновен, но эти люди имели чистое воздаяние. Те, чья вина была велика, ее искупили. А те пострадавшие, чья вина была не столь велика, получили малое воздаяние. Когда кто-то становится причиной гнева Божия и невиновные тоже подвергаются страданиям, то, несмотря на то, что невиновных страдальцев ждет мзда, виновный в их страданиях все равно преступник, потому-то невиновные люди могли бы унаследовать Небесное Царство и без мучений, тогда как сейчас они мучаются.
Мы должны знать, что люди верующие, хранящие Заповеди Божий, приемлют Благодать Божию, и Бог -- как бы это получше выразиться -- “В обязательном порядке” ПОМОГАЕТ им в эти нелегкие годы. Я слышал, что в Америке появилась новая болезнь (Старец имеет в виду СПИД). Многие из тех, кто живет противоестественной, греховной жизнью, заболевают ей и умирают. А сейчас я узнал, что эта болезнь появилась и у нас.
|
Видите, не Бог уничтожает людей -- люди сами ИСТРЕБЛЯЮТ свой род, сами -- уничтожают себя. То есть не Бог их наказывает, но своей ГРЕХОВНОЙ жизнью -- они сами СОЗДАЮТ для себя НАКАЗАНИЕ. И видно, что -- ИСКОРЕНЯЮТСЯ те люди, жизнь которых -- не имеет ДОБРОГО Смысла.
-- Паисие, а почему не могут найти лекарство от рака? Этого не попускает Бог или же люди сами не призывают божественную помощь?
-- Худо то, что если даже и будет найдено лекарство от рака, появится какая-нибудь другая болезнь. Сперва был туберкулез -- нашли лекарство от туберкулеза -- появился рак. А если Бог поможет победить рак, то тогда для наказания людей появится – другая неизлечимая тяжкая болезнь. Причиной появления новой болезни -- будут сами люди, вернее их грехи и забывчивость о Боге, их непослушание, и конца-края этому не будет. (Старец Паисий.)
РАССУЖДЕНИЕ И СОВЕТ
Н екогда собрались старцы к преподобному Антонию Великому и с вечера до самого утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том, какая добродетель больше всех, которая могла бы сохранять и беречь людей живущих по Заповедям Божиим, идущих по пути указанном им Господом – от сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни говорили о важности поста и бдения, другие – о нестяжательности и презрение ко всем вещам, иные – об отшельничестве, или удалению в пустынь, иные – о человеколюбии. Когда все собравшиеся таким образом высказались, стал говорить блаженный Антоний.
|
«Всё сказанное вами спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами добродетелей не позволяют опыты падений преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности, щедрые милостынедавцы всё же попадались в сети врага и падали. И причина этому, думаю, была очень важная – недостаток рассудительности. Ибо только она научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей: в отношении например, поста – она не допускает ни до чрезмерного изнурения тела, ни до поблажек ему. Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет. Во всем прежде какого дела -- должно быть здравое рассуждение.
В Евангелии добродетель рассуждения – называется оком и светильником души: «Светильник телу, -- говорит Господь, -- есть око. Если будет око разума твоего чисто, всё тело твое светло будет; если око разума твоего будет лукаво, -- все тело твое лукаво будет. (Мф. 6, 22-23), то есть если око -- разум, помыслы и намерения человека будут простыми, чистыми, честными, добрыми – то и сам человек будет добрым и честным и его дела и поступки тоже будут добрыми. Если око – разум, помыслы и намерения человека будут лживыми, лукавыми, корыстными, гордыми, злыми – то и сам человек будет дурным, нечестивым и такими же будут его дела и поступки. Как свет всё освещает и глаз человека всё видит, так и добродетель рассуждения все помышления и намерения и дела человека внимательно пересматривая и обсуждая – выясняет и определяет, что должно делать и как правильно делать и от чего нужно удерживаться. Когда же у кого не достает такой рассудительности, тогда дела его, его помышления и намерения, не будучи строго и тщательно обсуждаемы – текут как течётся, и тут враг успевает подставить такому человеку кажущееся ему добро вместо истины, и прикрывая им ров или расставленную им ловчую сеть, ввергает этого нерассудительного человека в них и губит его».
|
Решение святого Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение и, чтобы как-нибудь не нарушить их, по внушению врага, не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым, -- советом врага, он поддался ему в ещё большее прельщение, принял его за Ангела Божия, когда тот явился ему в сем виде, и согласился по его слову прыгнуть в высохший колодезь, сильно расшибся и на третий день умер. Вот еще один пример: два брата, собравшись идти в дальнюю пустыню, решили не принимать никакой иной пищи, кроме той, которую им подаст Сам Господь. Когда долго блуждая по пустыне они изнемогли до такой степени, что уже и двигаться не могли, напали на них мазики – дикий и жестокий народ; но видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и предложили им хлеба. Один из братьев одумался и согласился принять хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных; подкрепился и остался жив. а другой упорно остался держаться своего нерассудительного решения и скоро умер от голода.
Еще пример: В Месопотамии одного постника и отшельника враг довел до беспрекословной веры своим снам и, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, в скорби и плаче -- и иудейский народ с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании, -- и этим самым склонил его перейти в иудейскую веру и принять обрезание.
Довольно сих примеров, чтобы понять, что нерассудительность – есть открытая дверь -- к Падениям.
Рассудительность – есть дар Божий, который однако же надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свои помыслы и намерения на рассуждение мудрых опытных старцев. Это самая мудрая школа рассудительности, в которой учатся доброму умению рассуждать. (Иоанн Кассиан Римлянин.)