Методы работы с сопротивлением




 

Понятие сопротивления было привнесено в психологическое кон­сультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования.

Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

• в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

• в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

• выполняет защитную функцию для личности клиента.

Сопротивление имеет следующие положительные функции:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства.

Сопротивление может иметь сле­дующие источники возникновения:

внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

- склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

- страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

- использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

- "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

внешние, которые детерминируют проявление сопротивления какреакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

- поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

- ситуации консультирования в целом и т. п.;

- внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

- общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например,у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, аневротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

3. Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента.

Существует следующая классификация признаков сопротивления:

негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

- критика и выражение клиентом недовольства результатами кон­сультирования;

- невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;

- опоздания и пропуски клиентом консультаций;

- активные интеллектуализации с употреблением множества спе­циальной терминологии, высказывание своего негативного от­ношения к психологии вообще;

- предъявление неразумных требований к консультанту;

- скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом ин­терпретациям, к результатам консультирования в целом;

- склонность к постоянным спорам с консультантом;

- отказ от беседы, отказ от встречи;

нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить:

- однозначное согласие с любым высказыванием консультанта;

- эмоциональная невовлеченность в беседу;

- неуместный юмор, смех, шутки;

- излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

- длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи;

- излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

- отсутствие рабочего настроения во время встречи;

- требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

- интерес к личной жизни консультанта.

4. Снижение сопротивления — важнейшая задача в работе психо­лога, так как от уровня сопротивления клиента зависит резуль­тативность всего процесса консультирования, поэтому консуль­тант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются ин­дивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента.

Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопро­тивлением клиента:

• осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопро­тивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

• пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую оче­редь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система за­щиты клиента;

• уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение ак­центов на рациональном уровне диалога, например анализ ре­зультатов тестов;

• снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

• юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использо­вать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления кли­ента, так как неуместная шутка может задеть клиента, пока­зать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

• поддержка и выражение принятия;

• временное отвлечение от болезненной темы с последующим воз­вращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

• отражение консультантом чувств клиента, которые были вы­званы его сопротивлением, например чувства вины, и этот ме­тод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

• прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

• интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

• направление к другому специалисту, если консультант не чувст­вует личной готовности к работе с таким глубоким личност­ным уровнем клиента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: