Тема 2. Взаимодействие с клиентом в процессе консультирования.
Теоретические и методологические основы психологического консультирования
Типы клиентов и особенности взаимодействия с ними
Понятие сопротивления. Признаки сопротивления клиентов. Понятие переноса. Контрперенос. Позитивный и негативный перенос (контрперенос).
Теоретические и методологические основы психологического консультирования
1. Методологические основы психологического консультирования представляют собой те теоретические основания и подходы, которые обеспечивают консультанту теоретическую и практическую опору в процессе консультирования.
В понятие методологических основ психологического консультирования входят:
· механизмы, обеспечивающие достижение целей психологического консультирования;
· теоретические принципы в определении сущности и природы личности.
2. Механизмы психологического консультирования определяются как продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования.
Выделяются 4 основных механизма, каждый из которых является основополагающим в различных психологических подходах:
* осознание;
* спонтанность проявлений;
* переживание;
* коммуникация.
3. Осознание определяется как достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня:
· ранее неосознаваемых конфликтов и переживаний;
· особенностей мотивации и паттернов поведения;
· эмоционального реагирования;
· взаимоотношений с самим собой и окружающими.
Осознание как механизм обеспечивает становление у клиента адекватного (конгруэнтного) понимания "образа Я" за счет выведения в область сознания тех элементов, которые ранее клиентом не осознавались.
|
Заслуга выделения осознания в качестве продуктивного механизма терапии принадлежит 3. Фрейду — основателю психодинамического направления в психотерапии, который впервые подчеркнул его терапевтическое значение и использовал осознание в качестве одного из сильнейших терапевтических механизмов. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств, событий, конфликтов и т. п. имеет ряд характерных особенностей, которые используют практически все психологические направления, но в каждом из них эти особенности могут описываться и толковаться по-своему.
Выделяются следующие характерные черты процесса осознания:
* инсайт, который означает внезапное, до этого момента не существующее в сознании клиента понимание им:
· причин проблемы;
· особенностей ситуации;
· своих внутренних конфликтов;
· природы своего поведения;
· скрытых мотивов;
· ролей, которые он играет, и того, какую функцию эти роли выполняют в его жизни, мешая или помогая нормально функционировать;
* катарсис, определяемый как эмоциональное потрясение, переживаемое клиентом, сопровождающееся аффективной разрядкой и возникающее в результате полученного им инсаита;
* сопротивление, препятствующее осознанию и, следовательно, изменениям личности клиента, продуцируемое самим клиентом и не осознаваемое им. Подведение консультантом клиента к осознанию своего сопротивления является одним из факторов успешности психотерапевтической и консультативной работы.
|
4. Спонтанность означает умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли, то есть спонтанность означает внутреннюю свободу человека. Термин был введен Я.Морено — основателем психодрамы — одного из подходов в групповой психотерапии, цель которого — создание для пациента всех необходимых условий, обеспечивающих спонтанное выражение чувств, связанных с наиболее важными для него проблемами.
Спонтанность как механизм психологичес, состоит в том, чтобы побудить человека:
• сбросить свои повседневные роли;
• избавиться от стереотипов;
• стать раскованным и творческим.
Обучение клиента спонтанности как способу существования и функционирования является также целью психотерапевтической работы.
5. Переживание рассматривается в психологическом консультировании как принятие клиентом чего-либо не только и не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т. п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии. Внутренняя феноменология — это все то, что вмешает в себя:
• весь опыт;
• все сферы его личности;
• паттерны (образцы) поведения;
• эмоции;
• чувства;
• телесная оболочка;
• внешнее окружение, которое присутствует в нем в виде образов.
Переживание непосредственно связано с механизмом осознания и не может происходить неосознанно. Переживание — это высшая степень осознания и принятия. Переживание является тотальным процессом, то есть захватывает ум, чувства, воображение, телесные реакции человека. Термин "переживание" был выделен в 60-е гг. психологами гуманистического направления в психотерапии — К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.
|
6. Коммуникация - способ построения терапевтических диалогов между клиентом и консультантом
то есть каким образом происходит общение — через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента и т. п.).
Коммуникация может осуществляться на вербальном, так и на невербальном уровнях общения".
· Вербальный способ коммуникации включает в себя беседу, которая служит основным способом осуществления консультативного процесса;
• Н евербальный способ коммуникации представляет собой внесловесное общение, в процессе которого консультантом и клиентом используются внеречевые знаковые системы:
- мимика;
- жесты;
- голос;
- интонация;
- взгляд и т. п.