профессиональной подготовки педагога




 

С развитием инклюзивных процессов в отечественной системе образования возрастают требования к уровню профессиональной компетентности будущих педагогов всех специальностей, которые должны быть квалифицированными специалистами в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эта идея нашла отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, согласно которому одной из обязанностей педагогов учреждений образования является создание специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование реализуются посредством сближения основного и специального образования. И, следовательно, педагоги учреждений общего среднего образования вовлекаются в педагогическое взаимодействие и профессиональное сопровождение детей с ОПФР. Вышесказанное определяет актуальность, целесообразность и необходимость изучения учебной дисциплины «Теория и практика специального образования» студентами специальностей профиля А Педагогика.

Целью освоения учебной дисциплины «Теория и практика специального образования» является формирование основ профессиональной компетентности будущих педагогов в воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной инклюзии или образовательной интеграции.

Задачи изучения учебной дисциплины:

– овладение основными теоретическими понятиями и категориями в области специальной педагогики и инклюзивного образования, содержанием соответствующих основных нормативных правовых актов;

– освоение знаний о системе специального образования Республики Беларусь и нормативно-правовых основах ее организации и функционирования;

– овладение ценностями инклюзивного образования, формирование готовности к педагогическому взаимодействию с учащимися с ОПФР в условиях образовательной инклюзии или интеграции;

– воспитание профессионально значимых качеств личности педагога (гуманность, толерантность и др.), необходимых для педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими особые образовательные потребности;

– формирование первоначальных практических умений коррекционно-педагогической деятельности.

Учебная дисциплина «Теория и практика специального образования» является одним из разделов учебной дисциплины «Педагогика». Освоение данной учебной дисциплины требует от студентов обобщения и систематизации знаний по большинству разделов учебных дисциплин «Педагогика», «Психология» и опирается при изучении отдельных вопросов и тем на философию, право, биологию, медицину и другие науки, изучающие человека и общество.

 

Рекомендуемая литература

1.Варенова, Т.В.Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учеб.-метод. пособие / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 270 с.

2.Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. специальностей высш. учеб. заведений / Т.В. Варенова. – Минск: Асар, 2007. – 318 с.

3.Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.

4.Кукушкина, О.И. Коррекционная (специальная) педагогика // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/korrekcionnaja-specialnaja-pedagogika – Дата доступа: 17.11.2016.

5.О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году: инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asabliva.by/main.aspx?guid=5851. – Дата доступа: 17.11.2016.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Мозырь: Содействие, 2012. – С. 178-181.

7. Специальная педагогика: учеб. пособие / Л. И. Аксенова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

8. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В.В. Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 195 с. – Режим доступа: https://rep.barsu.by/handle/data/1134. – Дата доступа: 17.11.2016.

 

Глоссарий

· Специальная (коррекционная) педагогика ‒ отрасль педагогики, изучающая закономерности, условия, содержание, средства обучения и воспитания, необходимые детям с нарушениями психофизического развития или с отклонениями в поведении для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

· Коррекция ‒ система специальных (психологических, медицинских), педагогических и социальных мер, направленных на ослабление и (или) исправление нарушений психофизического развития и (или) отклонений в поведении у детей и подростков.

· Компенсация ‒ процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций.

· Реабилитация ‒ система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений.

· Социальная реабилитация ‒ система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с нарушениями в развитии или отклонениями в поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность.

· Адаптация ‒ процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоления им возникающих трудностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: