ТЕМА: «Тип Членистоногие. Разнообразие типа, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные»




 

ЦЕЛИ УРОКА:

дать общую характеристику членистоногих, отметить их видовое разнообразие и обилие. Охарактеризовать класс Ракообразных, рассмотреть строение и образ жизни.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы, коллекционные образцы членистоногих; натурные препараты: культура дафний и циклопов, креветки.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Тип Членистоногие. Разнообразие типа, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные».

 

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Какие классы входят в тип Моллюски? (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.)

2. Из каких отделов состоит тело моллюсков? (Голова, туловище, нога.)

3. Какие клетки формируют раковину? (Мантийные.)

4. Что представляют собой «зубы» брюхоногих моллюсков? (Роговые зубчики-терка – радула.)

5. Какие моллюски обладают способностью к реактивному движению? (Головоногие.)

6. У каких моллюсков наиболее совершенная нервная система? (Головоногих.)

7. Как осуществляют дыхание моллюски? (Жабры, легкие.)

8. Назовите некоторые виды двустворчатых моллюсков. (Беззубка, перловица.)

9. Как человек использует моллюсков? (Пища, украшения, аквариумы.)

10. Какова роль моллюсков в природе? (Фильтраторы, пища для других животных.)

 

Изучение нового материала

1. Отметить, что членистоногие – тип, включающий самое большое количество видов – более 1,5 млн.

2. Для членистоногих характерна двусторонняя симметрия и членистые конечности.

3. Свое происхождение ведут от древних многощетинковых червей.

4. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

5. Тело покрыто хитинизированной кутикулой, которая у многих пропитана известью, и поэтому рост особи происходит только во время линьки.

Рассмотрение особенностей строения, жизнедеятельности, природного и практического значение ракообразных можно провести, сочетая объяснение учителя и вопросы к учащимся.

Примерно 30 тыс. видов, составляющих класс Ракообразных, делятся на группы низших (дафнии, циклопы, водяные ослики) и высших (раки, крабы, креветки). При наличии натурных материалов их желательно показать учащимся, что потребует микроскопа, лупы и другого необходимого оборудования, а также дополнительного времени (за счет разделов по закреплению и обобщению материала урока).

Подчеркнуть характерные особенности ракообразных:

– две пары усиков;

– головогрудь и брюшко;

– жабры (у многих мелких ракообразных отсутствуют);

– кровеносная система незамкнутая, сердце на спинной стороне тела;

– нервная система, как у кольчатых червей (окологлоточное кольцо с надглоточным и подглоточным узлами, брюшная нервная цепочка);

– наличие органов осязания, зрения, равновесия;

– пищеварительная система – трубка и железы;

– органы выделения – парные железы зеленоватого цвета;

– раздельнополые, иногда размножаются партеногенетически;

– развитие происходит с превращением.

Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Вопросы для активизации знаний.

– Какие ракообразные встречаются в пресноводных водоемах?

– Какие ракообразные обитают в морской воде?

– Есть ли среди ракообразных паразиты?

– Есть ли среди ракообразных сидячие формы?

– Каких ракообразных употребляет в пищу человек?

Ответы учеников комментирует, дополняет и обобщает учитель.

Известно около 25 000 их видов. Размеры тела ракообразных изменяются от долей мл до 80 см. Большинство видов ракообразных обитает в морях (морской планктон практически на 90 % состоит из ракообразных), но многие виды живут в пресных водах и на суше (мокрицы, раки-отшельники и некоторые виды тропических крабов, некоторые виды встречаются в Андах на высоте около 4000 м, ракообразные есть и в глубоких пещерах). Были находки подо льдом в полярных областях и в горячих источниках. Паразитические ракообразные живут на теле или в теле представителей почти всех других классов животных. (Виды рода Aega – временные паразиты рыб. Они быстро плавают и тремя парами крючковидных передних грудных ног прикрепляются к коже рыб и сосут их кровь. Представители Livoneca постоянно живут на рыбах: на жабрах, во рту и на поверхности тела.) Морские уточки – подотряд усоногих ракообразных, их тело покрыто двустворчатой раковиной и прикрепляется стебельком к плавающим предметам.

 

Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы, представленные в учебнике на с. 150–151.

 

Домашнее задание

Повторить материал урока по конспекту в тетради. С. 144–148.

 

УРОК 39 (14)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: