На маневренные элементы судна оказывают влияние размеры судна: длина, ширина, осадка, отношение длины к ширине. Чем больше осадка и отношение длины судна к его ширине, тем хуже поворотливость, больше циркуляция. Широкое и мелкосидящее судно имеет меньший диаметр циркуляции.
Влияние размещения грузов. Маневренные элементы судна в полном грузу и балласте различны. Судно в полном грузу имеет меньшую скорость, большую инерцию и диаметр циркуляции, медленнее набирает ход и для его поворота требуется большая перекладка руля. Для гашения инерции такого судна требуется больше времени. При размещении тяжелых грузов в концевых трюмах ухудшаются поворотливость судна и устойчивость его на курсе.
Влияние дифферента. Для морского судна нормальным считается дифферент на корму не более 50 см л#бо ровный киль. При дифференте на корму больше 50 см уменьшается скорость, так как значительное погружение кормы увеличивает увлекаемую массу воды. При дифференте на нос увеличивается сопротивление воды и также уменьшается скорость. С увеличением дифферента на корму судно лучше слушается руля, но имеет большую рыскливость.
Влияние крена. При наличии крена и положении пера руля в ДП, независимо от стороны вращения винта (винтов) судно уклоняется в сторону, противоположную крену. Это объясняется тем, что скуловые обводы судна начинают испытывать разное сопротивление воды. Площадь нагруженной части корпуса относительно ДП становится разной. Большее сопротивление воды будет испытывать подводная часть накрененного борта, и нос судна начнет уклоняться в сторону меньшего сопротивления воды. Для удержания судна с креном на курсе руль перекладывается в сторону крена. Любая перекладка руля - это потеря скорости. Следовательно, крен уменьшает скорость судна.
|
Влияние ветра и волнения. Влияние ветра на судно зависит от его силы и направления относительно ДП, архитектурного и конструктивного типа (высота борта, надстроек и т. д.). При ветре с носовых курсовых углов судно уваливается под ветер или приводится на ветер, увеличивается рыскливость, скорость судна уменьшается. При ветре с кормовых курсовых углов, при силе ветра до 5 баллов скорость судна увеличивается.
Работе ветра сопутствует волнение моря. Направление волнения часто совпадает с направлением ветра. Волнение оказывает значительное воздействие на корпус судна. Появляются качка и рыскливость судна, что ухудшает управляемость и снижает скорость. При волнении по корме рыскливость и качка могут достигать больших величин (до 30°). Если направление волнения встречное, то может возникнуть слеминг - удары волн о носовую часть днища судна. Для уменьшения этого опасного явления необходимо менять курс или снижать скорость. Ветер и волнение оказывают меньшее воздействие на судно в грузу.
Влияние мелководья. При плавании в районах мелководья ухудшается управляемость судна. На малых глубинах, особенно если рельеф дна не ровный, увеличивается рысклйвость и снижается скорость. При движении судна на мелководье с большой скоростью изменяется характер волнообразования. Расходящиеся волны в носовой и кормовой частях судна преобразуются в две поперечные волны, которые перпендикулярны ДП судна. Одна волна движется впереди форштевня, вторая - за кормой. Носовая волна увеличивает сопротивление движению судна - уменьшает скорость. Волна у кормы создает впадину. Судно проседает, что равносильно увеличению осадки и дифферента на корму, ухудшается управляемость. Это также ведет к уменьшению скорости. Если запас воды под килем небольшой, при проседании судна возможно касание грунта днищем. Поэтому при выходе на мелководье рекомендуется снижать скорость. Характерные признаки выхода судна на мелководье: увеличение вибрации судна, особенно в кормовой части, и появление крупной и крутой волны за кормой. При плавании на мелководье судно всегда стремится в сторону больших глубин. Это необходимо учитывать при расхождении с судами и плавании в узкости. Потеря скорости на мелководье достигает 25 % и более.
|
Влияние узкости. При плавании в узкости увеличивается сопротивление воды и ухудшается управляемость. Это происходит вследствие того, что вытесняемая судном вода из-за близости берегов не может свободно распространяться в стороны. Давление воды пытается выжать судно на середину узкости и на глубину. Потеря скорости в узкости иногда достигает больших величин.
Изменение осадки от изменения солености воды. Соленость воды в разных бассейнах различна и колеблется в широких пределах от 0 до 50 %о (промилле). Увеличение солености воды увеличивает ее плотность и сопротивление движению, уменьшает объемное (полное) водоизмещение и незначительно изменяет дифферент (и наоборот). В лоциях имеются данные зависимости плотности от ее солености. Максимальная осадка морских судов рассчитывается на плотность у= 1,025. В процессе эксплуатации суда плавают в водах с разной соленостью. Особенно необходимо учитывать изменение солености при переходе судна из морской воды (соленой) в пресную при небольших запасах воды под килем. Грузовая марка судна при плавании летом в соленой воде <Л> соответствует линии Р - С круга Плимсоля.
Грузовую марку судна при плавании летом в пресной воде <П> наносят выше летней грузовой марки <Л>.
В зависимости от изменения солености воды любые изменения осадки судна ДТ в данный момент можно рассчитать:
Дельта (D)=(Dизм-Dy)/Y
Дельта (T)=Дельта (D)/q
где D - полное водоизмещение судна, т;
Дельта(D)-разница водоизмещения, т, q - число тонн, изменяющих осадку на 1 см,
у - расчетная плотность воды (1,025);
7изм - измененная плотность воды.
Кроме того, много других факторов, влияющих на маневренные элементы судна: обрастание, обводы подводной части, форма бровки канала и берегов узкости и т. д.