ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.




ТЕМА 3. ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

1. Основные характеристики и особенностиделового общения.

Виды делового общения.

Психологическая культура делового разговора.

(4. Барьеры в общении и их пре­одоление.

5. Конфликт в деловом общении.

Типология конфликтов.

Причины возникновения конфликтов, основные характеристики конфликта.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Прогнозирование и предупреждение конфликтов. – см. отдельные файлы).

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

В этом разделе речь пойдет о частной риторике. Вернее, об одном из её видов — деловой риторике. Деловая риторика — наука об убедительной и эффективной речи в различных си­туациях дело­вого общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.

Деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Так, руководители-менеджеры на общение расходуют 80% рабочего времени. И это неслучайно: ведь цель делового общения — организация плодотворного сотрудничества.

Деловое общение — сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы (по вертикали), а также с коллегами, сотрудниками одного уровня (по горизонтали). В первом случае это субординационные отношения, во втором — партнерские.

Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно–правовыми нормами (например, руководитель — подчиненный). Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненного. Часто руководитель, предпочитающий субординационный тип отношений, придерживается авторитарного стиля в общении, выбирает закрытую стратегию монолога. Для него собеседник — объект, которым можно манипулировать. Главное для него — не слушать собеседника, а говорить самому. Он резко, категорично выражает свое мнение. Для него характерны фразы типа: меня интересует то-то и то-то; я считаю, что...; хоть Вам это и неизвестно...; нет, вы не правы. Подобные отношения не могут способствовать успеху дела. Они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, убивают интерес к делу.

Партнёрские отношения носят иной характер. Они руководствуются стратегией сотрудничества и взаимопонимания, учитывают общие интерес и потребности участников. Такие отношения соответствуют русскому риторическому идеалу сократического типа, платоновским диалогам. Неслучайно в деловой жизни наблюдается отход от строгих субординационных отношений к партнёрским, к утверждению по вертикали субординационно — партнёрских отношений. Это повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства.

Особенности делового общения.

Специфической особенностью делового общения является его регламентирован­ность, то есть подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила оп­ределяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкрет­ными целями и задача­ми, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения. Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.

Вторая особенность делового общения — это строгое соблюдение речевого амплуа. В течение дня каждый человек играет множество социальных ролей. То же происходит и в деловом общении. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.

Еще одна особенность — повышенная ответственность участников делового общения за его результат. Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.

И, наконец, еще одно требование, которое должно быть учтено участниками делового общения — это строгое отношение к использованию речевых средств. Не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы. От участников делового общения требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.

ВИДЫДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

1) устное – письменное (с точки зрения формы речи);

2) диалогическое – монологическое (с точки зрения однонаправленно­сти / двунаправленности речи между говорящими и слушающими);

3) межличностное – публичное (с точки зрения количества участников);

4) непосредственное – опосредованное (с точки зрения отсутствия/наличия опосре­дующего аппарата);

5) контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в простран­стве).

Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особен­ности деловой речи.

В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь – различные формы гибридных стилевых образований.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологиче­ские и диалогические. Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание од­ного лица. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, обладает отно­сительной завершённостью, сложен по структуре. Диалог в деловом общении предназначен для взаимодействия между двумя или не­сколькими собеседниками. Диалог спонтанен, фразы более свёрнутые, краткие, экс­прессив­ные. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогиче­ская – к разговорной.

Монологические виды:

1) приветственная речь;

2) торговая речь (реклама);

3) информационная речь;

4) доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

1) деловой разговор (кратковременный контакт, преимущественно на одну тему):

а) контактный деловой разговор (прямое общение);

б) дистантный деловой разговор (косвенное общение – телефонный разговор);

2) деловая беседа (продолжительный обмен сведениями, точкой зрения; часто со­провождается принятием решений);

3) переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо во­просу);

4) интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телеви­дения);

5) дискуссия (обмен мнениями по вопросу);

6) совещание/собрание (участники заранее ознакомлены с повесткой, с перечнем об­суждаемых вопросов и т.п.);

7) пресс-конференция/брифинг (встреча официальных лиц с представителями прессы, телевидения, радио).

Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные доку­менты: деловое письмо, протокол, отчёт, справка, докладная и объяснительная за­писка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и т.п.

Все виды делового общения делятся на две группы: прямое и косвенное. Под прямым понимается непосредственное и контактное общение, то есть общение проис­ходит между партнёрами без помощи технических средств (телефона, интернета, поч­тового или факсового отправления). Партнёров не разделяют пространственные и временные преграды. Это самое результативное общение, так как в отличие от кос­венного общения собеседники видят друг друга. Прямое общение включает невер­бальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда – и опровергать устное со­общение. Понимание этих невербальных сигналов – жестов и мимики говорящего – помогает слушающему правильно интерпретировать слова собе­седника, что позво­ляет повысить результативность общения.

Косвенное общение может осуществляться и через посредников, которыми высту­пают другие люди.

Особенности каждой формы делового общения включают следующие крите­рии:

1) цель проведения (зачем?);

2) контингент участников (кто? с кем? для кого?);

3) регламент (как долго?);

4) коммуникативные средства реализации намерений (как?);

5) организация пространственной среды (где?);

6) ожидаемый результат (какой? что «на выходе»?).

По содержанию деловое общение может быть разделено на 4 вида:

1) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

2) когнитивное (обмен знаниями);

3) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребно­стями);

4) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям деловое общение классифицируется в соответствии со следующими ви­дами:

1) эмоциональное (имеет цель сформировать у делового партнёра необходимое для опре­делённой деловой ситуации субъективное психологическое состояние – эмоциональный фон, настроение, которое будет способствовать повышению его эмоциональной активности и успешности деятельности в данной ситуа­ции);

2) информационное (расширение информационного фонда делового партнёра по­средст­вом передачи ему профессиональной информации или инновационных идей);

3) убеждающее (осуществляется с целью изменить когнитивно-ценностную ориен­та­цию или личностную установку делового партнёра);

4) конвенциональное (поддержание и закрепление договорно-правовых отноше­ний в дело­вом мире: соблюдение делового протокола, делового этикета, сле­дование национальным и профессиональным традициям, создание новых тра­диций);

5) императивное (в качестве своей цели предполагает авторитарный контроль над поведе­нием делового партнёра или открытое принуждение его к опреде­лённым решениям или действиям);

6) манипулятивное (цель его – скрытое внедрение в психику делового партнёра (ад­ре­сата манипуляции) таких установок, намерений, желаний, мотиваций, ко­торые внутренне не присущи ему, но желательны манипулятору. Здесь, как и в императивном деловом общении, целью становится установление контроля над мотивациями и поведением партнёра);

7) партнёрское (это общение равноправных субъектов, в процессе которого к дело­вому партнёру относятся как к равному, учитывают его интересы, стрем­ления, установки, эмо­ции).

Владение всеми перечисленными видами делового общения входит в профессио­наль­ную компетенцию руководителя, менеджера, партнёра. Умение вести себя с кол­легой, парт­нёром надлежащим образом является одним из важнейших, если не важ­нейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской дея­тельности. Дейл Карнеги ещё в 30-е годы заметил, что успе­хи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической или инженер­ной сфере на 15% зависят от его профес­сиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: