Тема 6. Контрразведывательная деятельность службы безопасности организации
Отличие экономической разведки от экономического (промышленного) шпионажа. Понятие промышленного шпионажа. Показатели организации, являющиеся объектом промышленного шпионажа. Контрразведка организации: цели и объекты. Задачи и структура контрразведывательного подразделения службы безопасности. Критерии деятельности контрразведывательного подразделения.
Отличие экономической разведки от экономического (промышленного) шпионажа
Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.
Законные методы (то есть методы экономической разведки):
сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;
посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;
приобретение и изучение продукции конкурентов.
Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):
выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
сманивание специалистов для получения от них информации;
подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;
засылка агентов на фирму или и окружение ведущих специалистов;
похищение чертежей, документов и образцов изделий;
негласный контроль за деловой корреспонденцией;
незаконное получение информации у государственных чиновников;
получение информации с использованием технических средств;
ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.
В России положение с легальной и незаконной экономической разведкой двойственное. Оно рсгламснтируется двумя законами: Законом РФ 1994г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Законом РФ 1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», право осуществлять оперативно-розыскные действия предоставляется только оперативным подразделениям государственных силовых структур: органам внутренних дел РФ; органам Федеральной службы безопасности; Федеральным органам исполнительной власти в области государственной охраны; Таможенным органам РФ; Службе внешней разведки РФ; Федеральной службе исполнения наказаний; Органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Вместе с тем, и в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» указано, что в целях сыска разрешается предоставление коммерческим структурам ряда услуг розыскного характера. Это:
сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
изучение рынка;
сбор информации для деловых переговоров;
выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и наименований, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других, характеризующих личность, данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении с ними трудовых или иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного гражданами или организациями имущества.
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время этот Закон запрещает:
собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
осуществлять аудио- и видеозапись, фото- и видеосъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц;
прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
фальсифицировать материалы или/вводить в заблуждение клиента;
разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
проводить сыскные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.
Разрешенные частным охранным предприятиям виды деятельности по сбору информации реализуются следующими методами (согласно Закону):
устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия),
наведение справок,
изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев),
внешний осмотр строений, помещений и других объектов,
наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.
Несмотря на такую жесткую регламентацию, отдельные положения Закона очень часто нарушаются.
Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных методов отдельно:
Открытый и зашифрованный опрос - устная беседа сотрудника контрразведки с заранее намеченным и изучаемым лицом с целью сбора фактических данных об исследуемом событии или причастным к нему лицом. Закон не требует от детектива, чтобы он в каждом случае представлялся, в связи с чем устный опрос может быть зашифрован. Устное согласие на проведение беседы с сотрудником предприятия не требуется (если он при поступлении на работу давал письменное согласие о применении по отношению к нему методов, зафиксированных в Законе о частной детективной и охранной деятельности), однако по отношению к остальным гражданам такое согласие обязательно. По результатам опроса возможна (с согласия опрашиваемого) и фиксация самим опрашиваемым полученных сведений в письменном виде, записанных на видеомагнитофон и т.п.
Под наведением справок понимается устное или письменное обращение к гражданину с просьбой о предоставлении сведений, интересующих детектива, и их получение (в т.ч. в форме документов). Следует отметить, что предоставление такого рода сведений для сотрудников предприятия является обязанностью, для должностных лиц - обязанностью только в случаях, когда это установлено правовыми актами, а для остальных граждан вообще является правом, а не обязанностью.
Изучение предметов и документов означает ознакомление, всестороннее исследование их с целью получения искомой (необходимой) информации. В отношении предметов и документов, принадлежащих предприятию, требуется письменное согласие его собственника, зафиксированное при учреждении СБ в его уставе. Что касается остальных предметов и документов, то в отношении их требуется предварительное письменное согласие их владельцев. Правда, и в этом случае имеются исключения (например, в отношении опубликованных правовых актов). Кроме того, если частному детективу будут предоставлены любым лицом копии предметов и документов (макеты, модели и т.д.), а не оригиналы, то согласия собственников (владельцев) не требуется. Для изучения предметов и документов (как оригиналов, так и их копий) сотрудник контрразведки вправе привлечь экспертов, консультантов и т.д.
Внешний и внутренний осмотр строений, помещений и др. объектов означает всестороннее визуальное (гласное и/или негласное) их обследование и изучение для фиксации необходимых контрразведчику сведений. Согласие собственника на внешний осмотр законом не предусмотрено, что касается внутреннего осмотра объектов предприятия, то такое согласие должно быть зафиксировано в уставе СБ. При осмотре допускается использование технических средств и специалистов.
Скрытое наблюдение - метод негласного, закрытого от посторонних лиц, сбора информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии процессов и явлений, а также приемов их регистрации, касающихся изучаемого объекта, значимого с точки зрения контрразведывательной деятельности. В процессе такой деятельности применяется как физическое, так и электронное наблюдение. Согласие наблюдаемого на использование этого метода не требуется, однако детективу следует иметь в виду, что применение его ограничено законодательными нормами. Например, детектив может без разрешения вести наблюдение за сотрудником предприятия на его территории, однако вести такое наблюдение с помощью электронных средств в квартире этого сотрудника законом запрещается.
Все вышеперечисленные методы можно эффективно применять как раздельно, так и взаимно дополняя друг друга. Однако наиболее эффективным методом следует признать все-таки опрос, так как именно в рамках этого метода возможна деятельность информаторов.
Информаторов контрразведывательного подразделения можно условно разделить на несколько групп:
Работники предприятия, осведомляющие о работе потенциальных источников утечки информации в силу своего служебного положения (например, секретари, водители персональных машин и т.д.).
Соседи, знакомые, друзья, любовницы и т.д., осведомляющие о готовящихся правонарушениях в отношении охраняемых сотрудников предприятия во внеслужебное время.
Лица, не работающие на предприятии, но имеющие близкие контакты с сотрудниками охраняемого предприятия, которые, в свою очередь, являются потенциальными объектами разработки со стороны конкурентов.
Сотрудники контрразведывательного подразделения службы безопасности, негласно внедрившиеся на определенное время в качестве сотрудника охраняемого предприятия.
Промышленный шпионаж
Промышленный шпионаж – вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность.
Неотъемлемой частью экономической разведки стал промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами. Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.
При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:
- определение целей разведывательной деятельности;
- определение потребности в информации для достижения этих целей;
- определение источников получения необходимой информации.
Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.
Показатели организации, являющиеся объектом промышленного шпионажа.
Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:
- финансовые отчеты и прогнозы;
- маркетинг и стратегия цен;
- технические параметры существующей и перспективной продукции;
- условия контрактов;
- перспективные планы развития производства;
- финансовое положение компаний;
- условия продажи или слияния фирм;
- организационная структура корпорации;
- элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.
3. Контрразведка организации: цели и объекты
Всяким разведывательным действиям (законным и незаконным) со стороны партнеров по бизнесу и конкурентов должна противодействовать активная контрразведывательная деятельность фирмы. При этом следует иметь в виду, что основным объектом разведывательной деятельности противника, в конечном итоге, является та или иная конфиденциальная информация фирмы, составляющая коммерческую тайну.
Значение и роль контрразведки службы безопасности (СБ) предприятия в современных условиях определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами:
во-первых, стремлением некоторых предпринимателей устранить или нейтрализовать своих конкурентов с помощью средств экономического шпионажа, и,
во-вторых, масштабом криминализации экономики.
Исходя из этого, цель контрразведывательного подразделения можно определить как противодействие разведывательным мероприятиям конкурентов и пресечение правонарушений со стороны противоправных групп или отдельных лиц, посягавших на интересы обслуживаемого предприятия и его отдельных сотрудников.
Как видно, в отличие от разведки объектом контрразведывательной деятельности является не внешняя, а внутренняя среда функционирования предприятия, которая включает в себя, по крайней мере, следующие элементы (объекты - источники, обладающие конфиденциальной информацией):
1 группа – Люди:
1. Руководящий состав предприятия (директор, его заместители, главбух и т.д.) как потенциальные объекты разведывательных мероприятий и/или преступлений со стороны конкурентов.
2. Лица из вспомогательного персонала, имеющие доступ к коммерческой тайне (машинистки, работники канцелярии и т.д.).
3. Сотрудники, со стороны которых потенциально существует опасность предоставления преступным элементам таких сведений, которые помогут им совершить преступления (сторожа, охранники, водители персональных машин руководителей и т.д.).
4. Сотрудники самой службы безопасности.
5. Ранее судимые лица из числа работников предприятия.
6. Сотрудники предприятия, родственники которых работают у конкурентов.
7. Ранее уволившиеся с предприятия его работники.
8. Лица, которые в силу своих должностных обязанностей регулярно принимают посетителей предприятия (продавцы продукции).
Кроме того объектом контрразведки могут быть и субъекты внешней среды, а именно: клиенты, партнеры, поставщики, покупатели.
Люди в ряду источников конфиденциальной информации занимают особое место как активный элемент, способный выступать не. только источником информации, но субъектом злонамеренных действий противника.
2 группа – Внутренние документы:
Это общепринятая форма накопления, хранения и обмена информацией. Документ отличает то, что его функциональное назначение весьма разнообразно. Система документов имеет довольно разветвленную структуру и представлена не только различным содержанием, но и различными физическими формами - материальными носителями;
3 группа – Публикации:
Это самые разнообразные издания: книги, газетные и журнальные статьи, монографии обзоры, сообщения, рекламные проспекты, доклады, тезисы выступлений, и т.д. и т.п.
4 группа – Технические носители:
К ним относятся бумажные носители (перфокарты, перфоленты), кино- фотоматериалы, (микрофильмы, кинофильмы и т.д.), магнитные носители (ленты, диски, дискеты, стримеры и т.д.), видеофильмы, компакт-диски, флешки, распечатки данных и программ на принтерах, информация экранах ЭВМ, промышленных телеустановок, табло индивидуального и коллективного пользования;
5 группа – Технические средства обеспечения предпринимательской деятельности:
Сюда входят самые различные средства, такие, в частности, как телефоны и телефонная связь, компьютеры, телевизоры и промышленные телевизионные установки, радиоприемники, радиотрансляционные системы, системы громкоговорящей связи, усилительные системы и другие, которые по своим параметрам могут быть источниками утечки конфиденциальной информации. Особую группу средств составляют автоматизированные системы обработки информации, т.к. они обладают большой информационной емкостью;
6 группа – Продукция:
Продукция фирмы является ценным источником информации, за характеристиками которой весьма активно охотятся конкуренты. Особое внимание привлекает новая, еще не поступившая на рынок продукция, находящаяся в подготовке к производству;
7 группа – Производственные отходы:
Этот, так называемый бросовый материал, может многое рассказать о характере деятельности, особенностях производства, технологии. Тем более что он получается почти безопасным путем на свалках, помойках, местах сбора металлолома, в мусорных корзинах кабинетов.
Занимаясь проблемами внутренней безопасности фирмы, следует помнить, что в нее всегда может проникнуть стратегический разведчик противника или конкурента. Такому разведчику достаточно один раз посмотреть документы бухгалтерской отчетности, уставные документы или стратегически важную оперативную информацию, чтобы понять картину пассивов и активов организации, структурной стабильности, а также направления инвестиционной политики. Утешает одно, стратегических разведчиков очень мало и можно с уверенностью сказать, где и когда они могут появиться.
Во-первых, они могут выступать в качестве консультантов и экспертов, помощников, решающих для организации принципиальные и жизненно важные вопросы. Единственное средство их выявления - это независимая экспертиза. Это тонкая и очень дорогая, но концептуально необходимая работа.
Во-вторых, "разведчики" могут появиться в налоговой инспекции и банке. Наиболее действенным средством обнаружения интереса к значимой информации организации является «содержание» в этих местах своих контрразведчиков в лице налогового инспектора и операциониста.
В-третьих, они однозначно «обитают» в системе финансового контроля и аудита и, следовательно, могут всегда и, главное неожиданно, прийти с «проверкой».
Не надо жалеть денег на поиск и подготовку «собственного» аудитора, обладающего лицензиями Минфина РФ на проведение аудита и финансового консультирования. «Собственный» аудитор и финансовый консультант для любой крупной организации - стратегически важная фигура. То же самое относится к юристу (адвокату) фирмы. Если организация хочет сохранить свою стратегическую информацию, она не должна консультироваться экспертами из сторонних заведений.