Взаимосвязь бизнес- и ИТ-архитектур:
Бизнес-архитектура | ИТ-архитектура |
Глобализация бизнеса | Глобальные сети, бесперебойная работа в режиме 24 часа х 365 дней Портированность приложений различных производителей |
Меньшее количество уровней управления | Повсеместные телеконференции, почта, заметки |
Интеграция цепочки поставщиков | Приложения клиент/сервер от нескольких поставщиков Многопротокольная маршрутизация |
Возросшая мобильность служащих | Беспроволочные коммуникации. Асинхронные сообщения. Тиражирование БД |
Интенсивная фокусировка на обслуживание клиента | Быстрое развитие приложений. Бесперебойная 24х365 работа |
17. Перечислите типовые роли сотрудников в компании, основанной на процессах.
В компании, основанной на процессах, можно выделить несколько типовых ролей сотрудников:
президент компании - первый руководитель;
владельцы ресурсов (менеджеры): по одному для каждой функции;
владельцы процессов (менеджеры): по одному для каждого процесса;
операторы процессов (непосредственные исполнители).
Кроме того, могут назначаться лидеры для каждого из конкретных процессов (экземпляров процессов). Каждый конкретный человек может выступать в одной роли или сразу в нескольких.
18. В чем заключаются обязанности каждой из основных категорий сотрудников в «процессной» организационной структуре?
Перечислим обязанности основных категорий сотрудников компании, основанной на процессах.
Президент компании определяет стратегии бизнеса, ставит долгосрочные и оперативные цели. Он осуществляет общий контроль за бюджетом и финансовой деятельностью компании, обеспечивает развитие бизнеса и организационной структуры.
|
Президент назначает владельцев ресурсов и владельцев процессов, а также контролирует их деятельность, отвечая за конечный результат выполнения процессов компании. Он также отвечает за координацию различных процессов на уровне интерфейсов между этими процессами.
В большой компании между президентом и владельцами ресурсов и процессов могут стоять должностные лица, отвечающие за различные сферы бизнеса (как в дивизиональной структуре).
Владелец процесса несет ответственность за выполнение определенного процесса, за его конечный результат. Он определяет цели процесса так, чтобы они соответствовали стратегическим бизнес-планам, разрабатывает процесс и обеспечивает его выполнение. Он определяет также интерфейс процесса с другими процессами (взаимодействие), обеспечивает развитие процесса и улучшение его качества.
Владелец процесса договаривается с высшим руководством о стоимости своего процесса и планирует бюджет процесса. Он распоряжается активами (деньгами), которые предоставляются руководством, для привлечения ресурсов, будь то люди, оборудование или программное обеспечение, как внутри, так и вне компании.
Владелец процесса набирает сотрудников из различных подразделений (у владельцев ресурсов), исходя из их опыта и профессиональной подготовки, а также из тех заданий, которые должны выполняться процессом. При этом заключается трехстороннее соглашение между владельцем процесса, владельцем ресурса и оператором процесса. Если все стороны соглашаются с предложениями по такому соглашению, то они подписывают и принимают эти предложения. Таким образом, владелец процесса организует операторов процесса в команду. Он несет оперативную ответственность за привлекаемые им ресурсы, распределяет работы и руководит их выполнением.
|
Кроме того, владелец процесса может назначать лидера для каждого из своих конкретных процессов. Он определяет каждый экземпляр процесса: устанавливает и отслеживает его цели, условия выполнения и т.д., в то время как лидер процесса выполняет конкретные реализации процесса.
Владелец ресурса несет долговременную ответственность за ресурсы, относящиеся к его конкретной функции. Он имеет исполнителей, но не имеет денег, в отличие от владельца процесса, который имеет деньги, но не имеет исполнителей.
Владелец ресурса распределяет имеющиеся в его распоряжении ресурсы на различные бизнес-процессы, разрешает конфликты, возникающие при распределении ресурсов, заключает соглашения с операторами процессов и владельцами процессов. Получаемые от владельцев процессов деньги он расходует на выплату зарплаты своим сотрудникам, на приобретение оборудования и т.д.
Еще одна важная функция владельца ресурсов - обеспечение профессионального роста своего персонала. Он принимает на работу операторов процесса, ведет проверку их компетентности, составляет долгосрочные планы обучения и повышения квалификации. Для каждого из работников составляется личный план профессионального роста, описывающий основные курсы, которые должен закончить оператор процесса, а также его возможные продвижения в компании в ближайшие 1-3 года.
Операторы процесса выполняют работы в конкретных процессах. Они могут участвовать одновременно в нескольких процессах. Каждый оператор процесса составляет совместно с владельцами процессов и владельцем ресурса индивидуальный план участия в процессах. В этих планах указывается, какой процент времени оператор затрачивает на участие в различных процессах в течение года. Индивидуальные планы должны обсуждаться и пересматриваться ежегодно.