Современная ситуация | Ситуация после присоединения |
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. Долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны. | Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки-снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений |
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями | Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов |
Расширение ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов и получения компенсаций | ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС |
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений | Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций |
Субъекты Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам | В соответствии с нормами ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России |
Лоббирование интересов отдельным компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива | Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования- Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам |
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза. |
Заключение
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Решение соответствующих проблем сдерживается изоляцией России от современных механизмов урегулирования торговых споров. Механизм, действующий в ВТО, в этом плане достаточно эффективен. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.
Среди “плюсов” присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых “правил игры” для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 149 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза. Правила ВТО позволяют сохранить преференциальные условия торговли со странами СНГ. Не секрет, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут крайне медленно, в том числе из-за различных подходов участников к формулированию своих интересов. ВТО более четко определяет параметры преференциальных соглашений, и участие в организации стран СНГ очевидно внесет своего рода “дисциплинирующий” элемент в наши торговые взаимоотношения с соседями.
Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) давно является частью нашей правовой системы. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, ратифицированное парламентом в 1996г., содержит прямые ссылки на несколько основополагающих статей (обязательств) ГАТТ - ВТО.
Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Эти предположения далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
Приложение 1
Соглашения ВТО
(кратная аннотация)
Генеральное соглашение