Чувственное познание выражается в формах




Ощущение Восприятие Представление

 

Материал для группы 2

Рациональное познание

Рациональное познание - процесс получения знаний о действительно­сти посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:

• понятие;

• суждение;

• теорию.

Под понятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.

Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действи­тельности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «престу­пление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».

Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и сужде­ний, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. В ходе рационального познания используются различ­ные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:

• анализ;

• синтез;

• индукция;

• дедукция, обобщение;

• абстрагирование;

• определение и др.

 

Особенности рационального познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.

Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляет­ся в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.

Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способно­стью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в спо­собности человека мысленно создавать абстрактные объекты.

Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и це­ленаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые пре­образования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые не­познаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.

Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыс­лительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.

Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.

Вопросы к группе 2

1) Что такое «рациональное познание»?

2) Опишите и объясните механизм рационального познания.

3) Какие особенности оно имеет?

4) Его сильные и слабые стороны?

 

 

Результат - формирование понятия о данном предмете

Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный

 

В заключение еще раз подчеркну неразрывную связь отдельных форм чувственного и рационального познания, а также этих двух видов познания между собой. Я уже отмечала, что такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению. Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют большие умственные и физические возможности, чем их сверстники. Ученые обнаружили также, что, когда ребенок засовывает в рот какие-то предметы, он, используя наиболее чувственные органы осязания — язык и губы, не просто хочет ощутить их вкус. Пытаясь при помощи осязания выяснить форму или твердость предмета, ребенок одновременно развивает другие органы чувств, например зрение.

 

III. Итог урока

1. В чем смысл категории «бытие»?

2. Что и как изучает гносеология?

3. Выполните задания к параграфу.

 

Домашнее задание

Выучите § 21, выполните задания.

 

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.

Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся сум­мой отдельных ощущений.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного кон­такта с ним.

Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.

Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в дей­ствительности какого-либо положения дел.

Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществ­ляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Сознание - способность человека оперировать образами соци­ального взаимодействия, природных и культурных связей, отде­ленными от непосредственных контактов с людьми и актов дея­тельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в опре­деленные отношения с другими людьми и природой.

 

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.

Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся сум­мой отдельных ощущений.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного кон­такта с ним.

Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.

Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в дей­ствительности какого-либо положения дел.

Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществ­ляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Сознание - способность человека оперировать образами соци­ального взаимодействия, природных и культурных связей, отде­ленными от непосредственных контактов с людьми и актов дея­тельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в опре­деленные отношения с другими людьми и природой.

 

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.

Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся сум­мой отдельных ощущений.

Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного кон­такта с ним.

Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.

Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в дей­ствительности какого-либо положения дел.

Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществ­ляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Сознание - способность человека оперировать образами соци­ального взаимодействия, природных и культурных связей, отде­ленными от непосредственных контактов с людьми и актов дея­тельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в опре­деленные отношения с другими людьми и природой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: