Ощущение Восприятие Представление
Материал для группы 2
Рациональное познание
Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.
Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:
• понятие;
• суждение;
• теорию.
Под понятием подразумевают мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».
Теория представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. В ходе рационального познания используются различные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:
• анализ;
• синтез;
• индукция;
• дедукция, обобщение;
• абстрагирование;
• определение и др.
Особенности рационального познания
Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.
Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания.
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.
Вопросы к группе 2
1) Что такое «рациональное познание»?
2) Опишите и объясните механизм рационального познания.
3) Какие особенности оно имеет?
4) Его сильные и слабые стороны?
Результат - формирование понятия о данном предмете
Африка Фрукт Изогнутый Гроздь Вкусный
В заключение еще раз подчеркну неразрывную связь отдельных форм чувственного и рационального познания, а также этих двух видов познания между собой. Я уже отмечала, что такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению. Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют большие умственные и физические возможности, чем их сверстники. Ученые обнаружили также, что, когда ребенок засовывает в рот какие-то предметы, он, используя наиболее чувственные органы осязания — язык и губы, не просто хочет ощутить их вкус. Пытаясь при помощи осязания выяснить форму или твердость предмета, ребенок одновременно развивает другие органы чувств, например зрение.
III. Итог урока
1. В чем смысл категории «бытие»?
2. Что и как изучает гносеология?
3. Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание
Выучите § 21, выполните задания.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание - способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание - способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Ощущения - это данные органов чувств об отдельны х свойствах отдельных предметов.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание - способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.