Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Масштабы обычно зависят от величины проблемы и времени освещения ее в прессе. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло. Одним из способов продержаться во время тотального снижения спроса является наличие альтернативных направлений.
Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода.
3. Меры по снижению рисков в туриндустрии
Открытие бизнеса - дело рисковое. Задача будущего бизнесмена - просчитать все риски и постараться минимизировать.
Несомненно, начиная собственное дело, каждый предприниматель надеется на то, что оно не только окупится, но и принесет в дальнейшем немалую прибыль. Однако, не следует забывать, что идея начать новое дело, определенно связана с немалым риском. Поэтому так важно еще на самой начальной стадии постараться их минимизировать. Для начала стоит взвесить все «за и против» и реалистично оценить свои возможности. Тогда, возможно сам собой придет ответ на вопрос: действительно ли решение об открытии своего бизнеса является удачной идеей.
|
Стать предпринимателем может не каждый, поэтому, что бы понять обладаете ли вы «предпринимательской жилкой», стоит постараться объективно ответить на вопрос: хотели бы вы иметь такого партнера по бизнесу, каким вы являетесь? Если найдется немало аргументов в вашу пользу, можно смело браться за дело.
Несомненно, перед реализацией своих идей необходимо иметь готовый бизнес план, при составлении которого следует как можно тщательней обдумать все детали. Еще на нулевом этапе надо начать просчитывать насколько рентабельным будет бизнес. Самые элементарные можно провести таким образом. Если бизнес идея заключается в оказании туристских услуг, можно попробовать в течении месяца разместить пробную рекламу в печатных СМИ, распространяемых в выбранном районе, а так же в сети интернет. Тогда станет приблизительно понятен спрос на такие услуги именно в выбранном районе города и само собой выяснится, стоит ли открывать здесь офис.
Одним из самых главных условий успеха в реализации любого проекта являются доскональные знания той области, к которой он относится. Ведь, зная суть дела на уровне профессионала, будет намного легче контролировать процесс работы.
Не следует забывать так же о возможных форс-мажорных обстоятельствах. Поэтому если в проекте задействованы чужие деньги необходимо тщательно обдумать, каким образом будете возвращать их партнерам или инвесторам в случае наступления форс-мажора.
В условиях рыночных отношений проблема оценки и управления рисками приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.
|
Стратегия уменьшения (редукции) риска основана на как можно более детальном изучении его причин. Большинство же управленческих решений принимаются в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайности.
Присутствие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной экономике. Чем больше времени и внимания удалено предварительной аналитической работе перед проведением ответственных коммерческих операций, тем меньше вероятность ошибки, а соответственно и возникновения рисковых ситуаций.
Риск можно определить как неопределённость в отношении возможных потерь на пути к цели. Для более полной характеристики определения «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», так как оно сопряжено с содержанием термина «риск». Понятие ситуация можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определённую обстановку для того или иного вида деятельности. Рискованной ситуацией сопутствует три условия:
наличие неопределённости;
необходимость выбора альтернативы;
возможность оценить вероятность осуществления альтернатив.
Деятельность туристского агентства сопряжена с риском, в силу того что оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом. Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется.
|
Важным элементом риска является наличие вероятности отклонения от выбранной цели. Любой риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий.
В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, материальных и других потерь возникает потребность в определённом механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных целей учитывать и снижать риск при принятии и реализации хозяйственных решений.
Таким механизмом является риск-менеджмент (управление риском) -который направлен на экономически эффективную защиту компании от нежелательных сознательных или случайных обстоятельств, в конечном счёте, наносящих материальный ущерб.
Соответственно, управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счёте, наносящих существенный материальный ущерб фирме.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - объект управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Объектом управления в риск - менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами и процессе реализации риска.
Субъект управления в риск - менеджменте - группа руководителей, которая по средствам различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
В основе управления риском лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска, получение и увеличение отдачи в неопределённой хозяйственной ситуации.
Управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, реализующих целенаправленное воздействие на риск.
Меры по устранению и минимизации риска, принимаемые туристскими агентствами, должны включать выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи (прибыли) и величины риска.
Один из важнейших этапов процесса управления риском - сбор и обработка данных по аспектам риска, поскольку процесс управления в первую очередь предполагает получение, переработку, передачу и практическое использование различного рода информации.
В результате проведения анализа риска складывается картина возможных рисковых событий, вероятности их наступления и последствий. Полученные значения рисков сравниваются с предельно допустимыми, вырабатывается стратегия управления риском и на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.
Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:
оценка приемлемости полученного уровня риска;
оценка возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
выбор методов снижения (увеличения) рисков;
формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;
оценка целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.
Деятельность туристской фирмы предполагает высокие коммерческие риски операций на рынках путешествий. В связи с этим возникает необходимость в использовании определённых методов снижение степени риска:
страхование;
резервирование средств;
диверсификация.
Страхование - один из наиболее распространенных способов снижения рисков. В общем случае страхование - это соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определённое обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки или их часть (страховую сумму), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей, которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.
Таким образом, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм. Сущность страхования состоит в передаче риска за определённое вознаграждение кому-либо другому, то есть в распределении ущерба между участниками страхования.
Далеко не все предпринимательские риски могут быть застрахованы в страховых компаниях, поэтому туристическое агентство должно принять решение о самостраховании некоторых рисков. Изначально формируемые на предприятии резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.
Накопления предназначены в первую очередь для создания резервов. Резервы представляют собой средства, которые сосредотачиваются в результате отказа от расходования части получаемых доходов. Накопленные таким образом деньги предназначаются на покрытие будущих финансовых потребностей. Однако они не могут в полной мере заменить страховую защиту, поскольку характер и масштаб возможного ущерба заранее неизвестен, а объем накопленных средств далеко не всегда оказывается достаточным. Кроме того, формирование накоплений для компенсации ущерба ведет к изъятию определенной части средств из оборота, что уменьшает возможность развития.
Наибольшее применение в деятельности туристских рисков с целью снижения степени риска получила диверсификация. Она представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Таким образом компания страхует риски, расширяя географию своего представительства, а также спектр предлагаемых услуг.
Заключение
В данной работе на основе положений теории рисков исследованы особенности рисков в туриндустрии.
Установлено, что специфика туристской деятельности весьма существенно отражается в реальном содержании рисков этой сферы бизнеса.
От руководства туристической фирмы требуется правильная организация ее деятельности, определение рисков и направленные на их снижение определенные действия. Это многоступенчатый процесс, цель которого состоит в уменьшении или компенсации ущербов для объекта при наступлении неблагоприятных событий.
Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода. Следовательно, планируемые вложения в туристический бизнес требуют оценки степени риска, определения его величины и принятия мер к снижению.
Список литературы
1. Альгин А.П. Грани экономического риска. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 64с.
. Бурдейкин М. А. Отдых в России и за рубежом: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. 207 с.
. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 352с.
. Грядов, С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. - М.: Экономика, 2007. 47с.
. Дубров А. М. - Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М.: Экономика, 2008. 368с.
. Егорова Е.Е. "Системный подход оценки риска". // Управление риском. -2008. №2
. Половинкин П. Д. Риск в предпринимательской деятельности. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. 221с.
. Фомичев А.Н. "Риск-менеджмент" М.: Дашков и К, 2008. 376с.
. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 2009
. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. - М.: "Рефл-бук", 2007. 320с.
. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Г. А. Яковлев. М.: Издательство РДЛ, 2011. 376 с.