Курс ЗФО, 4семестр
Занятие № 1 (семинар)
ТЕМА: ЖАНРЫИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Вопросы для обсуждения:
1.Основные жанры изобразительного искусства, их определение.
2.Разновидности жанров изобразительного искусства.
3.Зарубежные, русские и советские художники-живописцы, работавшие по преимуществу в одном из жанров.
Литература:
1.Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1968. – Т.12. – С.29-31.
2.Виды изобразительного искусства. – Л.: Учпедгиз, 1959.
3.Советский энциклопедический словарь. – М., 1980.
- Бытовая (тематическая, жанровая картина). – С.187.
- Натюрморт. – С.875. - Пейзаж. – С.990. - Портрет. – С.1054.
4.Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
- Натюрморт. – С.91. - Пейзаж. – С.139. - Портрет. – С.168.
5.Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Изд-во «Акцидент». – 1996. – С.4-7; 9-13.
6.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.
7.Художественная культура. Понятия. Термины /Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1978.
8.Цырлин И.И. Жанры изобразительного искусства. – М., 1961.
9.Чумичева Р.И. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С.77-90.
Задание:
1.Каждый студент составляет таблицу определений основных жанров изобразительного искусства, используя для этого не менее трех источников.
Таблица 1
Определение жанров изобразительного искусства
жанр искусства | источники | примечание |
натюрморт | 1 определение, 2, 3 | для работы на семинаре |
2.Студенты делятся на подгруппы соответственно выбранному для более глубокого изучения жанру. Этой группе необходимо составить свою часть общей логической структуры «Жанры изобразительного искусства» по предложенной схеме №1. Раскрывая на занятии свою ветвь логической структуры, следует подготовить и продемонстрировать на занятии репродукции картин художников, которые проиллюстрируют каждый вид жанра. Итогом семинара будет являться единая логическая структура по теме «Жанры изобразительного искусства», которая заполняется в течение занятия.
|
При подготовке к занятию можно пользоваться художественным фондом кабинета, а также можно использовать вырезки из журналов, открытки, слайды. Рекомендуем ориентировочный список репродукций картин:
НАТЮРМОРТ:
Зарубежные – Франс Снейдерс, П. Класс, В. Хеда, Я. Веникс и др.
Русские – Н.Н. Сапунов, И. Машков, Р. Фальк и др.
Советские – П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, К. Петров-Водкин и др.
ПЕЙЗАЖ:
Зарубежные – У. Тернер, Д. Констебль, Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Милле, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген, П. Сезан.
Русские – И. Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, К. Юон, А. Куинджи, С. Рерих, И. Левитан.
Советские – С. Герасимов, А. Рылов, М. Сарьян, Г. Нисский.
ПОРТРЕТ:
Зарубежные – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, А. Дюрер, Рубенс.
Русские – Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Рокотов, В. Тропинин, И. Репин, И. Крамской, В. Серов.
Советские – П. Кончаловский, М. Нестеров, П.Корин, М.Сарьян, А. Шилов.
ЖАНРОВАЯ КАРТИНА:
Зарубежные – П. Брейгель, Д. Веласкес, А.Ватто, Шарден, П. Сезан, Э.Дега.
Русские – А. Веницианов, К. Брюллов, И. Репин, П. Федотов, В. Перов, В.Васнецов, В. Поленов, В. Суриков и др.
Советские – А. Дейнека, Ю. Пименов, В. Иогансон, А. Герасимов, А. Пластов, Т. Яблонская, Ю. Ракша, Кукрыниксы.
|
СХЕМА 1
ЖАНРЫИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
![]() |
1
Жанры 2 3 4 5
Содержание 6 7 8 9 10
![]() |
Основание
для 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
классификации
Виды жанров 22……………………………………………………… ……60
![]() |
3. Проанализировать содержание программы «От рождения до школы» и выписать виды изобразительного искусства, жанры, конкретные произведения, с которыми рекомендуется познакомить детей в разных возрастных группах. Составить таблицу «Произведения изобразительного искусства для дошкольников».
Таблица 2
Произведения изобразительного искусства для дошкольников
Возрастная группа | Виды искусства | Жанры искусства | Названия произведений | Фамилии художников |
Младшая | ||||
Средняя | ||||
Старшая | ||||
Подготовительная |
После заполнения таблицы, ответьте на следующие вопросы:
1. Все ли виды искусства представлены в программе?
2. Какие жанры искусства представлены в программе?
3. Прослеживается ли усложнение в отборе произведений для детей разных возрастных групп?
2. Аналогично заданию №3 этого семинара проанализировать программу «Детство». Провести сравнение представленности разных видов и жанров изобразительного искусства в рассмотренных программах.
Занятие №2