Приложение 2
Результаты опросов:
1)
2)
3)
4)
Приложение 3
Описание традиционных праздников и обрядов
Мы узнали, что специфика традиционно - праздничной культуры татар заключалась в том, что она содержала как религиозные, так и светские (нерелигиозные) праздники, приуроченные к определенному времени сельскохозяйственного цикла, создавая своеобразные комплексы праздничной культуры у различных групп татар, в частности, казанских, мишарей, крящен.
К наиболее значительным у нас, как и во всем мусульманском мире, относятся мусульманские праздники, посвященные жертвоприношению.
Ураза - байрам
Ураза - байрам устраивается после 30- дневного поста. Пост – это полное воздержание в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, употребления алкоголя в течение одного месяца, 30 дней, и называется этот месяц Рамазан.
В месяц Рамазан не должно быть места взаимным упрекам и недоброжелательству, последователи Аллаха обязаны прийти на помощь бедным и обездоленным, не жалеть средств на их поддержку. Пост учит бережливости, доброжелательности, сочувствию, пониманию состояния и тех, кто постоянно терпит материальные и духовные лишения. В месяц поста состояние всех мусульман, независимо от их материального положения, становится равным, что должно способствовать формированию чувства единства и общности. Таким образом, пост является эффективным средством воспитания у верующих идей равенства и братства, дружбы и взаимопомощи. Пост обязателен для всех мусульман старше 12 лет за исключением тех, кто не может соблюдать его по каким- либо уважительным причинам.
|
Тридцатидневное воздержание окупается радостью и сознанием исполненного долга. В этот день перед началом праздника и посещения мечети нуждающимся и сиротам раздают особую милостыню – аль–Фитр (фытыр садакасы).
Ураза–байрам – праздник семейный, все домочадцы, родственники стараются собраться вместе, никуда не отлучаться, поскольку считается, что умершие в этот день возвращаются к родным очагам, к своим близким. В этот день мужчины идут в мечеть, там читают специальные молитвы, посвященные месяцу Рамазан. А женщины готовят национальные блюда, разные вкусности и ждут возвращения мужчин из мечети для того, чтобы вместе сесть за праздничный стол. В этот день дарят подарки женам и детям, соседи угощают друг друга. С утра, перед посещением праздничной молитвы, мусульмане совершают обряды очищения (тахарят). Это не столько санитарно-гигиеническая процедура, сколько обозначает чистоту внутреннего мира и помыслов в религиозно-этническом смысле. Надевают чистую, нарядную одежду.
В праздничный день, облачившись в наряды, они переступают через порог и при этом поздравляют друг друга с праздником и желают доброго здоровья, радости и счастья. А мужчины по возвращению из мечети целуют руки у старших женщин и приветствуют словами «Саумы гына аетка життен?!» Младшие по возрасту женщины целуют руку у вернувшегося с молитвы мужчины, как бы прикасаясь к святым словам молитвы. Потом раздают милостыню всем домочадцам.
Обязательно в этот день нужно помянуть всех умерших родственников, сходить на их могилы, прочитать молитву. «Чти живых, помни могилы родных». Семьи умерших за последний год устраивают в этот день поминовения их душ с приглашением родственников, близких и муллы.
|
Курбан - байрам
Праздник Жертвоприношения, который отмечается через 70 дней после окончания Уразы и длится три дня.
Обрядовая сторона также установлена исламом и заключается в коллективном утреннем богослужении в мечети с участием мужского населения. Особую торжественность и значительность празднику в нашем селе придает процесс сбора на молитву. Мужчины, выходя из домов, стекаются в одну группу, через каждые 40 шагов они останавливаются и громко нараспев произносят слова молитвы “Азан“. С каждой улицы группы встречаются в центре села и идут вместе в мечеть. Женщины выходят из дома, чтобы услышать красивое, слаженное пение. Слушающий сам возвышается, очищается душой, как бы прикасаясь к священной благодетели.
Среди обычаев, строго соблюдаемых жителями Пензятки, есть и такой интересны: в праздник Курбан – байрам нельзя спать до заката солнца. Есть поверье: если будешь в этот день спать допоздна, значит будешь целый год спать.
Сабантуй
Светским праздником, связанным с выполнением сельскохозяйственных работ, является Сабантуй. В нашей местности, в отличие от других групп татар, его празднуют после окончания сева. Он не имеет точной календарной даты, а назначается как только завершаются весенние полевые работы. По традиции неизменными остаются многие соревнования: национальная борьба – көрәш, состязания в беге, прыжки в мешках, лазание по столбу за наградой – петухом или бараном, конные скачки. Вместе с тем появились и вошли в традицию и новые элементы праздника. Теперь на Сабантуе руководитель сельхозпредприятия награждает ценными подарками, грамотами отличившихся механизаторов. На праздник приглашают выездные магазины с широким ассортиментом товара. Организуются концерты, где звучат татарские народные песни в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов. В завершение праздника накрываются столы для угощения.
|
Татарская свадьба
В свадебных обрядах сохранились общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. Буквально несколько лет назад распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки – кыз урлау, причем в основном оно проходило именно как дань старинному местному обычаю, то есть по согласию девушки. В сегодняшней Пензятке этот элемент утерян, но отдельные элементы традиционной свадьбы по–прежнему сохраняются. В предсвадебный период, во время сватовства и сговора, стороны договариваются о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна одаривать сторону невесты.
Во время помолвки на застолье стороны взаимно одаривают близких родственников. Количество приданого невесты не оговаривается, устанавливается размер денежной платы жениха за невесту (калым). Девушка с парнем могут жить вместе и до свадьбы после “никах”, но в доме невесты. Никах – это религиозный обряд заключения брака, который совершает мулла. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед Аллахом, а также узаконивает родственные отношения брачующихся перед лицом общества.
После законной регистрации брака жених приводит невесту в свой дом. Перед тем, как выйти из машины, на колени невесте бросают ребенка, обязательно мальчика, в знак продолжения рода. Невеста отдает ему заранее приготовленный узелочек – подарок. У порога их встречают родители жениха. Близкая родственница жениха осыпает молодых конфетами (раньше сахарным песком), монетами, зерном, в знак будущего благополучия молодой семьи. Сюда же выносят блюда с медом и национальной выпечкой – алка. Макая хлеб в мед, дают откусывать три раза жениху, потом невесте. Чтобы жизнь была сладкой и богатой, надо стараться откусывать побольше. (Раньше этот обычай проводился не на глазах приглашенных, а за ширмой в задней комнате, куда пробирались только дети, чтобы и им досталась алка с медом, как знак будущего счастья.)
На второй день после свадьбы сохранился обычай приходить в дом жениха – навещать невесту – “яшь килен салмасы”. Считается, что молодая жена сама готовит национальное блюдо – салма, показывая свое умение хозяйки. Гости приходят с подарками для молодой семьи. Молодые усаживают всех за столы и угощают. За столом в этот день звучит много песен и частушек о том, что все хотят побыть и на родинах – “бәбәй туенда”, “бәбәй чәендә”.
5) Пасха – избавление, прохождение, исход. От греческого «Пасха» - страдать. Пасха – исход человеческой жизни через восстание Христово из мёртвых к её началу – вечной жизни, кто верит и любит Бога.
6) Крещение – это начало восстановления первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.
7) Троица - один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье.
Использованная литература
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%E0%ED (Википедия. «Коран»).