На литургии блаженны по Уставу.




Седален по первом стихословии по Уставу из Октоиха.

Седален по втором стихословии по Уставу из Октоиха.

Общие особенности чтения канона в субботу следующие:

1. В субботу на утрени читается канон храма или обители.

2. Порядок чтения канонов иной, нежели в седмичные дни: сначала читаются каноны Минеи, а лишь затем, последним, читается 1-й канон Октоиха.

3. При чтении канонов учитывается, в каком храме совершается Богослужение.

В храме Господнем или Богородицы:

Канон — «на 14 тропарей с ирмосом»:

Канон Храма — на 6 тропарей с ирмосом (по Уставу ирмосы по-дважды);

Канон святого Минеи — на 4 тропаря без ирмоса;

Канон Октоиха 1-й (Всех Святых) — на 4 тропаря без ирмоса.

Примечание: Если в Минее два святых, то оставляется канон храма, как наиболее часто употребляемый (то есть периодичность использования канонов такова: канон храма читается 1 раз в неделю — каждую субботу, канон святого Минеи — 1 раз в год и канон Октоиха — 1 раз в 8 недель или 1 раз в 2 месяца).

Катавасия — по Уставу.

В храме святого:

Канон — «на 14 тропарей с ирмосом»:

Канон святого Минеи — на 6 тропарей с ирмосом (по Уставу ирмосы по-дважды);

Канон Храма — на 4 тропаря без ирмоса;

Канон Октоиха 1-й (Всех Святых) — на 4 тропаря без ирмоса.

По 3 песни — Седален святого Минеи;

Слава и ныне: Богородичен, писанный при седальне.

По 6 песни — Кондак и икос святого Минеи.

По 8 песни — «Честнейшую…»

По 9 песни — «Достойно есть…»[6]

Малая ектения.

Светилен святого Минеи;

Слава: Ексапостиларий дневной;

И ныне: Богородичен, писанный при Ексапостиларии.

На стиховне — 3 стихиры мученичны Октоиха (из числа стихир на хвалитех Октоиха[7]) с вседневными стихами;

Слава: святого Минеи (если есть);

И ныне: Богородичен из 2 приложения Минеи по гласу Славника и с учетом дня седмицы.

Если нет в Минее славника, то Слава и ныне: богородичен из Октоиха «наряду».

По «Благо есть…» и Трисвятом

Тропарь святого Минеи;

Слава и ныне: Богородичен из 4 прило­же­ния Минеи по гласу тропаря с надписанием «в субботу в конец утрени».

 

На литургии блаженны по Уставу.

Тропари по Малом входе

Тропарь храма (если Христов или Богородицы[8]);

Тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…»;

Тропарь святого Минеи (если есть)[9];

Кондак святого Минеи;

Слава: кондак: «Со святыми упокой…»;

И ныне: мученичен: «Яко начатки естества…» [10].

 

Прокимен, апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен сначала святого, затем дня [11].

 


[1] То есть по Уставу стихиры Октоиха не поются, а поются стихиры святого на 6, даже если святой «без знака» и имеет всего 3 стихиры (в этом случае они поются по-дважды).

[2] В субботний день — последний день седмицы — совершается так называемое отдание гласа: оно выражается в пении на И ныне: на «Господи, воззвах» Богородична догматика воскресного текущего гласа Октоиха, пении воскресного богородична текущего гласа (из 3 приложения Минеи) после тропаря святого по «Ныне отпущаеши:», пении (или чтении) воскресного богородична текущего гласа (из 3 приложения Минеи) в составе седальна «по первом стихословии» Октоиха и пении богородична из 4 приложения Минеи после тропаря святого в конце утрени.

[3] Пение мученичных стихир на стиховне субботы «из числа стихир на Господи воззвах» связано с тем, что на самой стиховне в Октоихе дан только один мученичен, а остальные стихиры «покойны» (заупокойные) — они поются в том случае, когда совершается служба, «егда поем Аллилуия», например, в субботы нарочитого поминовения усопших (в период пения Октоиха такая суббота одна — Дмитриевская). Когда же поется в субботу «Бог Господь», то стихиры на стиховне берутся мученичны из числа стихир на «Господи воззвах».

[4] В субботние дни во все седмицы года на утрени читаются 16-я и 17-я кафизмы. Исключением является Великая Суббота Страстной седмицы когда поются Непорочны или кафизма 17-я. Также в субботы, когда совершается поминовение усопших кафизма 16-я читается как обычно, а стихи 17-ой кафизмы поются.

[5] Произнесение Малой ектении после каждой кафизмы вне зависимости от знака святого Минеи является неотъемлемой принадлежностью субботней службы.

[6] Кроме случаев исключений, описанных в схеме вседневной утрени.

[7] В 12-й главе I отдела Типикона сказано, что «на хвалитех стихиры не поем Октоиха, но поем их на стиховне». Таким образом на стиховне на утрени в субботу поются 3 стихиры мученичны из числа стихир на хвалитех из Октоиха, 4-ая же стихира на хвалитех Октоиха — «покойна от дамаскиновых» оставляется. «Стиховна же субботняя оставляется: точию на тех утренях поется в субботы поста, в субботу 2-ю, 3-ю и 4-ю, или аще случится Аллилуия: и поется стиховна, со упокойными их припевы».

[8] В храме святого в субботу не поется тропарь храма, «занеже вси святии именовани суть в дневном тропаре». Поется же тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы…», затем тропарь и кондак святого, Слава: «Со святыми упокой…»; И ныне: «Яко начатки естества…» (См. гл. 52, I отдела Типикона в разделе «В пяток к субботе, на Литургии по входе»).

[9] Если святой не имеет тропаря, то вместо него поется тропарь «Помяни, Господи…» (дневной, заупокойный).

[10] В субботу, как сказано в 12-й главе I отдела Типикона (см. 4-е зри), на И ныне: всегда поется мученичен «Яко начатки естества…» (кроме периодов предпразднства и попразднства), кондаки же храма на И ныне: не поются, только если случиться великий святой (в этом случае на И ныне: кондак храма, а если храм святого — то богородичен «Предстательство христиан…»).

[11] В субботу, если есть Октоих, всегда предваряет святой, а затем чтения дня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: