Финансирование крупных инвестиционных проектов на территории
Калининградской области за счет средств Инвестиционного фонда
Российской Федерации
Одно из важнейших направлений развития экономики Калининградской
области является строительство на ее территории крупных промышленных
объектов энергетической, транспортной и перерабатывающей
инфраструктуры.
Анализ инвестиционных проектов такого масштаба позволяет
ориентировочно оценить стоимость строительства одного производственного комплекса в 20-70 млрд. рублей. Реальным источником финансовых средств, для реализации инвестиционных проектов такого масштаба, может служить Инвестиционный фонд Российской Федерации.
В Инвестиционный фонд Российской Федерации в 2007 году
предполагается направить 110,5 миллиарда рублей. Источниками его
формирования являются доходы федерального бюджета от продажи нефти, а также экономия по процентным платежам при досрочном погашении государственного внешнего долга.
Средства Инвестиционного фонда РФ предполагается использовать на
государственную поддержку реализации инвестиционных проектов,
направленных:
· на социально-экономическое развитие Российской Федерации в
части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе
социальной), имеющей общегосударственное значение или
необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской
184 Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации;
· на создание и (или) развитие элементов российской
инновационной системы;
· на обеспечение реализации институциональных преобразований.
|
Инвестиционный проект признается соответствующим данному
критерию в случае, если его реализация является необходимой для
выполнения задач, обозначенных в Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и
отраслевой стратегии развития соответствующей отрасли.
Соответствие инвестиционного проекта отраслевой стратегии развития
оценивается в случае наличия одобренной Правительством Российской
Федерации стратегии развития соответствующей отрасли на основании
заключения по инвестиционному проекту федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативному правовому регулированию в
установленной сфере деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). Государственная поддержка также может предоставляться для разработки проектной документации в целях реализации инвестиционных проектов.
Инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств
Инвестиционного фонда РФ предусмотрена в трех формах:
· в качестве софинансирования на договорных условиях с
оформлением прав собственности в соответствии с
законодательством РФ;
· направления средств в уставные капиталы юридических лиц;
· в качестве государственных гарантий под инвестиционные
проекты.
Отбор инвестиционных проектов осуществляется на основе следующих качественных критериев:
|
· наличие потенциального частного инвестора, подтвердившего
готовность к участию в инвестиционном проекте;
· соответствие решаемой задачи при реализации инвестиционного
проекта приоритетам социально-экономического развития
Российской Федерации, отраслевым стратегиям развития,
одобренных в установленном порядке Правительством Российской
Федерации, и государственного инвестирования на среднесрочную
перспективу;
· наличие положительных социальных эффектов, связанных с
реализацией проекта;
· обоснованная невозможность реализации инвестиционного
проекта без государственной поддержки;
· соответствие сметной стоимости инвестиционных проектов
минимальной стоимости инвестиционного проекта (5 млрд.
рублей), установленной для получения государственной
поддержки за счет Фонда;
· наличие положительного заключения консультанта по
инвестиционному проекту.
Опыт указывает на то, что при соответствующей подготовке заявки на
финансирование за счет средств Инвестиционного фонда объем
софинансирования из федерального бюджета может принципиально
достигать 30-60 млрд. рублей, что значительно превышает суммарный объем финансовой помощи Калининградской области из федерального бюджета.
Постановка задачи на получение средств из Инвестиционного фонда РФ
предполагает поиск и определение группы стратегических инвесторов, с
которыми должны выстраиваться долгосрочные взаимовыгодные отношения.
При принятии решений по «входу» на территорию региона стратегический
|
инвестор среди прочих факторов оценивает долгосрочный характер
намерений органами государственной власти Калининградской области,
политическую стабильность, наличие рынков сбыта продукции и
достаточного количества квалифицированных кадров. Основные «игроки» на инвестиционном поле Российской Федерации известны. Это наиболее
крупные финансово-промышленные группы. Министерство экономики
Калининградской области должно производить мониторинг возможных
стратегических инвесторов и формировать для них адекватные пакеты
предложений.
Будучи дотационным, областной бюджет Калининградской области
обладает достаточно ограниченными возможностями для осуществления
прямой финансовой поддержки инвестиционной деятельности. Однако ряд
организационных мероприятий может дать определенный позитивный
эффект:
· упрощение и ускорение процедур продажи и сдачи в аренду
земельных участков;
· упрощение процедур продажи и сдачи в аренду объектов
недвижимости;
· разработка простых и прозрачных регламентов процедур по
продвижению инвестиционных программ, процедур поддержки
частных инвестиций, регистрации предприятий, формируемых для
реализации инвестиционных программ и проектов;
· регламентация предоставления объектов недвижимости и
имущественных прав на них на инвестиционных условиях;
· оперативная экспертиза инвестиционных предложений и бизнес-
планов;
· реализация принципа «одного окна» во взаимоотношениях
Калининградской области с инвесторами.
Параллельно целесообразно использование следующих способов
стимулирования частных инвестиций на территории области без чрезмерной
нагрузки на областной бюджет региона:
· выделение государственных гарантий региональным
предприятиям на инвестиционные цели (необходима разработка
соответствующих нормативных документов);
· строительство за счет средств регионального бюджета территорий,
оснащенных необходимыми для разворачивания экономической
деятельности и строительства инженерными инфраструктурами;
· финансирование создания инновационной системы на территории
Калининградской области (технопарки, центры технологического
превосходства, бизнес-инкубаторы, венчурного инновационного
фонда);
· разработка и реализация с участием Правительства
Калининградской области программ развития ипотечного
кредитования, что позволило бы повысить насыщение региона
коммерческими финансовыми ресурсами с целью активизации
строительного сектора и повышения привлекательности
территории с точки зрения условий проживания;
· разработка и реализация при поддержке Правительства
Калининградской области широкой программы поддержки малого
предпринимательства с целью активизации бизнес-процессов,
наращивания притока финансовых ресурсов на территорию и
повышения уровня качества жизни населения.
Получение дополнительной федеральной помощи через механизм ФЦП либо дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ
При реализации программы социально-экономического развития
Калининградской области необходимо учитывать текущий и перспективный
уровень бюджетной обеспеченности в сопредельных государствах.
Как показывает проведенный анализ, налоговые доходы в расчете на
одного жителя в Калининградской области существенно ниже аналогичных
показателей Литвы и Латвии.
Следует также учитывать финансовую помощь, которую оказывает ЕС
новым членам – Литве, Латвии и Польше. Ее объем составляет 14%-24%
собственных доходов этих стран. Объем государственной поддержки
Калининградской области за счет средств федерального бюджета также
является значительным - в 2005 году в рамках федеральной целевой
программы развития Калининградской области из федерального бюджета
было профинансировано мероприятий на сумму свыше 1 млрд. рублей. Однако в подушевом выражении он ниже аналогичных доходов в указанных странах.
Необходимо предлагать на уровне политического руководства
Российской Федерации увеличение объемов федеральной помощи
Калининградской области. В случае принятия позитивных политических
решений возможно использование двух механизмов передачи такого рода
помощи:
· пересмотр, в сторону увеличения, объемов финансирования в
рамках федеральной целевой программы «Развитие
Калининградской области на период до 2010 года»;
· выделение Калининградской области значительных
дополнительных объемов дотаций на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации.