ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Структурное подразделение Институт физико-математического образования, информационных и обслуживающих технологий
Кафедра технологий производства и профессионального образования
Семинар № 3
По дисциплине
Инновационные технологии в науке и профессиональном образовании
Тема: Планирование, организация и ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательном учреждении
Магистранта/ки группы_______________
ФИО____________________________
Луганск, 2020
Семинар №3 (2 часа)
Тема: Планирование, организация и ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательном учреждении
Дидактическая цель: формирование профессиональных знаний, необходимых для активного участия в инновационных образовательных процессах; развитие профессиональной компетентности в сфере организации инновационного образования.
Вопросы к занятию:
1. Анализ ведущих идей, лежащих в основе инновационных преобразований современного школьного образования.
2. Специфика функционирования инновационного образовательного учреждения.
3. Психологические проблемы создания новых типов организаций - образовательных и производственных.
4. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности образовательного учреждения.
5. Критерии и показатели эффективности инновационных процессов в сфере школьного образования.
6. Проблемы современного школьного образования.
Основные термины, понятия: инновационные преобразования, инновационное образовательное учреждение, инновационные фирмы, инновационные центры, венчурные фирмы, научные парки, технопарки и технополисы, бизнес-инкубаторы, качество инновационной деятельности образовательного учреждения, ЕГЭ, государственные и платные формы образовательных услуг, рынок образовательных услуг.
|
Перечень практических заданий:
1. Из источников педагогических знаний (пособия, Интернет) подберите и проанализируйте материал, касающийся аттестационных процедур учащихся (ЕГЭ и пр.), составьте краткое сообщение об одной из подробных процедур.
Содержание сообщения должно отражать: описание сущности и целей проведения процедуры, роль процедуры в развитии системы образования.
2. Напишите реферат по одному из вопросов для обсуждения семинара.
3. Проанализируйте и сравните сущность процессов реформирования, модернизации, инновационных преобразований, приведите примеры каждого вида процесса в образовательной сфере.
4. Проведите экспертизу экспериментальной программы дуального обучения колледжа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому роду документов, и результаты обсудите на круглом столе или в другой форме (Приложение 1).
Литература:
Основная:
Евдокимова Т.Г. Инновационный менеджмент / Т.Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб.: «Вектор», 2005.
Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001
Третьяков П. И Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. - М., 2001.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.
|
Дополнительная:
Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская образовательное учреждение. – 2003. – № 1. – с.4.
Лазарев В.С. Управление нововведениями – путь к развитию школы // Сельская образовательное учреждение. – 2004. – № 1. –с.16.
Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.
Уважаемые студенты!
Для выполнения практической работы скачайте файл с заданием. Заполните титульный лист работы и выполните представленные задания непосредственно в текстовом документе с заданием.
Заполненный документ необходимо выслать до 20.11.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.
По всем возникающим вопросам обращаться по данному электронному адресу или в социальной сети Вконтакте – Жуева Александра.
Также по телефонам (с 8:00 до 19:00):
+38072-13-88-604; +38095-86-81-837.
Приложение 1
Критериальная база экспертирования инноваций в образовании
(Из кн. В.И. Слободчикова: «Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования»)
Типологически критерии нормативно-деятельностной экспертизы можно развести по трем основным позициям, что необходимо предусмотреть экспертам.
1. Общие критерии - позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.
|
Состав критериев:
· актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;
· новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;
· масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;
· системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);
· эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;
· транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи или возможность ее тиражирования.
Основой общей критериальной оценки является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта.
2. Специальные критерии - позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.
Состав критериев:
· полнота структуры проекта: анализ реальной образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формилирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;
· степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
· согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации — описанию проблем, концепции — основным направлениям деятельности, целей и задач проекта — существующим и необходимым ресурсам (технологических, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
3. Конкретные (практические) критерии - позволяют оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.
Состав критериев:
· реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
· реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);
· инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.
Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.
Таковы типологические группы критериев оценки инноваций в образовании, которые в реальной экспертизе могут быть конкретизированы относительно предметного содержания проектной работы и технологизированы относительно ее способов.