Методика построения урока современного танца. Методика составления комбинаций
В уроке современного танца нет такой четкой последовательности движений, как например в уроке классического танца. При подготовке урока современного танца необходимо разделить материал на части и определить для каждой из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все выделенные разделы урока, возможно более детальная проработка двух или трех разделов. Анализируя различные техники преподавания, можно выделить несколько основных разделов урока современного танца:
1. Разогрев (5-7 минут);
2. Изоляция и координация (10 минут);
3. Партер (10 минут);
4. Адажио и grand battement (20 минут);
5. Кросс/передвижения в пространстве (20 минут);
6. Комбинация или импровизация (20 минут).
В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление.
Принципы построения урока современного танца
1. От просто к сложному;
2. Соответствие заданий возрасту и программе;
3. Соотношение частей урока между собой в различный период обучения;
4. Принцип повтора. Цель – выработать динамический стереотип;
5. Принцип согласованности движений с музыкальным оформлением;
6. Принцип сочетания наглядности и речевой образности;
7. Чередование работа разных групп мышц в сочетании с силовой нагрузкой;
8. Разделение уроков по направленности на работу на моторикой, эмоциональностью, соответствующим танцевальным стилем;
9. В конце урока привести учеников к начальному физическому состоянию, чтобы у них возникло желание повторить все заново и еще лучше.
Методика ведения урока современного танца
|
1. Логически мотивированное составление урока;
2. Соответствие частей урока задачам, определенного периода обучения;
3. Продуманность, сознательный подход к каждому движению;
4. Причинный повтор движений;
5. Индивидуальный подход, связанный с учетом физических данных, типа личности ученика, его темперамента и склада нервной системы (танцевальный текст один, а нюансы и ударения у каждого могут быть индивидуальными);
6. Используем методы развития памяти, координации, музыкальности и пространственной ориентации.
РАЗОГРЕВ
Задача – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. Разогрев должен быть подчинен определенной цели и задачам урока, соответственно которым подбираются упражнения.
По месту расположения исполнителя:
1. У станка;
2. На середине;
3. В партере.
По функциональным задачам:
1. Упражнения стрейч характера (растяжение), связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела. Так как растяжение мышц нужно производить только на достаточно разогретый связочный аппарат, то использование таких упражнений в разделе разогрева зависит от подготовки группы. Эти упражнения должны выполняться в медленном темпе, без излишних физических усилий. Обязателен контроль дыхания;
2. Движения для позвоночника: наклоны торса прямой спиной (flat back), изгибы торса, спирали, body roll или волна, контракшн, релиз, арч и др. Помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и все его отделы, развивают подвижность;
3. Движения, заимствованные из классического танца. В разогрев обычно используются движения для разогрева ног, как в чистом, так и в вариационном виде: plié, releve, battement tendu, battement tendu jete, rond и др.;
|
4. Упражнения свингового характера или падение торса в различных направлениях.
При сочетании всех упражнений достигается необходимый разогрев различных групп мышц. Темп разогрева может быть различен, главное последовательно разогреть все группы мышц.
Разогрев должен состоять из 5-10 упражнения на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях. Возможно так же изменять расположение исполнителей (несколько упражнений у станка сочетать с упражнениями на середине) или сочетать различные уровни (несколько упражнений стоя, затем лежа и т.д). Четких правил и законов в этом плане нет, все зависит от уровня подготовки группы.
Примеры разогрева:
1. Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi и grand plié по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа;
2. Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для разогрева позвоночника, упражнения, заимствованные из урока классического танца;
3. В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрейч характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.
ИЗОЛЯЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ
Эта часть урока более насыщенна упражнениями, чем предыдущая. Если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела.
|
Изоляции, как правило, подвергаются все центры от головы до ног, но возможны комбинации, когда разные части исполняют движения последовательно. При исполнении подобных цепочек очень важно использовать принцип управления, т.е. передавать импульс из одного центра в другой.
Первоначально все движения изучаются в чистом виде, причем можно исполнять двумя способами: медленное сжатие и расширение или резкое достижение максимального положения. Второй этап – соединение движений одного центра в простейшей комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап – соединение в большее сложные геометрические комбинации и более сложные ритмические структуры. Последний этап – соединение движений нескольких центров, т.е. координация.
При работе с изоляцией основная задача педагога – следить, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой.
Примеры изоляционных движений:
1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, zundari (смещения);
2. Плечи: подъемы/опускания, крест/квадрат, круги, полукруги, восьмерка, твист плеч, шейк плеч;
3. Грудная клетка: смещения из стороны в сторону, вперед/назад, крест, квадраты, drop;
4. Таз: крест, квадрат, круги, полукруги, восьмерка, шейк, спирали;
5. Руки: основные позиции и их варианты, переводы из положения в положение, движение изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком;
6. Ноги: движения изолированных ареалов, переводы стоп из параллельного в выворотное положение, ротация бедер.
Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров. Первый этап обучения – координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. На следующем этапе эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. Последний этап – координация нескольких центров во время передвижения.
На первом этапе желательно использовать в музыкальном сопровождении четные ритмы: 2/4, 4/4, 6/8 и т.д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры.
В разделе координация могут присутствовать:
1. Свинговые раскачивания нескольких центров;
2. Параллель и оппозиция в движении центров;
3. Принцип управления, импульсные цепочки;
4. Координация движений рук и ног без передвижения и в пространстве.
ПАРТЕР
Современный танец использует сценическое пространство не только по вертикале, но и горизонтали. Движение исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несет важные функции:
1. В партере может происходить разогрев;
2. В партере могут быть упражнения на изоляцию;
3. Могут исполняться упражнения стрейч характера
4. В партере очень эффективные упражнения для развития подвижности позвоночника;
5. Могут исполняться переходы из одной позиции в другую, цепочки на смену уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.
Наиболее распространенные варианты уровней:
1. Стоя: а)верхний уровень (на полу пальцах), б)средний уровень (на всей стопе), в)нижний уровень (колени согнуты);
2. На четвереньках: а)опора на руках и коленях, б)одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руках, в)одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене;
3. На коленях: а)стоя на двух коленях, б)стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении;
4. Сидя: а)frog position (колени согнуты, стопы вместе), б)первая позиция (ноги вместе и вытянуты вперед), в)вторая позиция (ноги разведены в сторону), г)третья позиция (положение свастика, но стопы плотно прижаты к ягодицам), д)четвертая позиция (свастика, колени под прямым углом), е)пятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены), ж)колени согнуты и соединены, стопы стоят параллельно, з)соссух позиция (ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны полу), и)джазовый шпагат (нога спереди вытянута, а сзади согнута), к)сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, тяжесть корпуса переносится с ягодиц на бедро, свободная нога открыта назад или в сторону), л)скрещенная свастика (колени согнуты, одна нога скрестна перед другой, стопа стоит на полу, колено направленно вверх);
5. Лежа: а)на спине, б)на животе, в)на боку.
АДАЖИО
В своей практической деятельности педагоги современного танца заимствуют лексику классического балета именно в адажио. Однако нет необходимости заимствовать их в чистом виде, так как это пересекается с задачами урока классического танца. Модерн-джаз накопил достаточно много собственных лексических модулей для того, чтобы создавать адажио на своем материале.
Основные задачи, которые ставит педагог при создании адажио:
1. Отработка устойчивости (апломба);
2. Развитие высоты подъема ноги;
3. Отработка вращения в позах;
4. Отработка пространственного расположения.
Виды движений в адажио:
1. Движения ног (battement developpe, battement releve lent, battement fondu, demi и grand rond, demi и grand plié, grand battement, flex стопы и колена);
2. Движения корпуса (flat back, arch, curve, contraction, realize, drop и т.д.);
3. Позы и положения (алясгон, аттитюд, epoulemente, arabesque);
4. Вспомогательные движения и связующие шаги (дегаже, глиссад, step boll change, pa failli, renverse и др.)
5. Вращения (партерные туры, tour lent, тур шене и др.)
При анализе движений, особенно заимствованных из классического танца, необходимо всегда помнить, что модерн-джаз танце эти движения часто изменяются по координации, положению рук, головы и корпуса.
КРОСС/ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
Этот раздел урока развивает танцевальность, координацию и позволяет приобрести манеру и стиль. Кросс – наиболее импровизационная часть урока, каждый педагог задает те шаги, вращения и прыжки, которые считает необходимыми.
Кросс чем то похож на аллегро урока классического танца, но современный танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно большим. Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического танца. Поэтому педагоги в основном используют комбинации шагов, вращений и в меньшей степени прыжков.
Кросс обычно исполняется по диагонали, по прямой или по кругу. В зависимости от задач урока кросс может быть в различных стилях и манерах современного танца.
Виды движений, используемых в кроссе:
1. Шаги: фольклорного танца (афро), джазовые, с мультипликацией, комплексы связующих и вспомогательных шагов;
2. Прыжки: с двух ног на две (джамп), с одной ноги на другу с продвижением, с одной ноги на ту же ногу, с двух ног на одну. Обычно прыжки используются в сочетании с шагами и вращениями. Наиболее рациональным путем использования прыжков в уроке служит путь трансформации прыжков классического танца за счет иной координации рук, корпуса и использования параллельных позиций;
3. Вращения: на двух ногах, на одной ноге, повороты по кругу, вокруг оси, повороты на различных уровнях, лабильные вращения (когда позвоночник не является осью, а отклонен в каком-либо направлении или расслаблен; заканчиваются такие повороты падением, либо переходом в стабильное вращение или положение).