Толкование норм права: понятие и виды. 1 глава




Вопрос № 1

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.[2]

Право – это система общеобязательных формально определенных, установленных (санкционированных) и обеспечиваемых государством правил поведения (норм), выражающих общую индивидуальную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.[3]

Определим, таким образом, право как систему общеобязательных, формально определенных исходящих от государства норм, выражающих волю государства, охраняемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

В качестве признаков права можно выделить:

1) системность

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) неперсонифицированность;

5) связь с государством;

6) волевой характер;

7) направленность на регулирование общественных отношений.

1. Системность права означает, что оно представляет собой не случайную совокупность норм, а внутренне упорядоченный, согласованный организм. Первичные элементы системы права – правовые нормы – находятся в постоянном взаимодействии. Действие одной нормы нередко приводит в действие другие. К примеру, в соответствии с нормой, содержащейся в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.[5] Нарушение работодателем данной нормы может «включить» норму, содержащуюся в статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

Между нормами права есть своего рода «разделение труда». Они специализированы, нацелены на выполнение определенной юридической операции. Одни нормы закрепляют общие принципы, другие вводят запреты (запрещающие нормы), третьи – направлены на применение принудительных мер в случае совершения правонарушения (правоохранительные нормы) и т.д.[6]

2) Общеобязательность права понимается в том смысле, что его требования должны соблюдаться всеми субъектами. Причем не играет роли субъективное отношение людей к правовым требованиям, положительно или отрицательно они к ним относятся.

3) Формальная определенность права – это его способность детально отражать требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность права отражается в нескольких аспектах. Во-первых, право содержится в формальных источниках (законы, указы, постановления, приказы и др.), принятых по формальной процедуре. Во-вторых, нормы права выступают как всеобщая форма, одинаковый масштаб к людям. «По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды <…> могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определенной стороны…»[7]. Субъекты же в силу разных обстоятельств различны по своему экономическому, социальному и иному положению. Скажем, ч.1 ст.34 Конституции РФ предоставляет каждому право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем очевидно, что способности и возможности для такой деятельности значительно отличаются у различных социальных групп населения: рабочие, служащие, лица, занимающие высокие должности в органах государственной власти, пенсионеры, студенты, руководители крупных промышленных предприятий и др. В-третьих, формальная определенность права выражается в том, что юридические нормы в отличие от других социальных норм (норм морали, обычаев и др.) способны четко фиксировать права, обязанности и санкции за нарушение предписаний.

4) Неперсонифицированность нормы права проявляется в том, что у правовых норм отсутствует конкретный адресат. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным, индивидуально определенным гражданам и организациям. Например, статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Норма обращается не к конкретному физическому лицу-налогоплательщику (Иванову, Петрову или Сидорову) и не к конкретной организации (ООО «Разум», ФГУ «Госморспасслужба» и т.д.), а ко всем физическим и юридическим лицам.

5) Связь права с государством проявляется, во-первых, в том, что государство создает основную массу правовых норм в процессе правотворческой деятельности. Во-вторых, право не только создается, но и обеспечивается государством. Реализация правовых норм зачастую требует материального обеспечения, финансирование многих законов (об обороне, государственной безопасности, пенсионном обеспечении, образовании и др.) требуют значительных расходов государственного бюджета. Вместе с тем право также обеспечивается возможностью применения государственного принуждения в случае нарушения его предписаний (штраф, принудительное взыскание суммы долга, лишение свободы и др.).

6) Волевое начало права раскрывает его глубинную природу. В русском языке под волей понимается способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, сознательное стремление к осуществлению чего-либо.[8] Люди, приобщенные к рычагам управления государством (депутаты представительных органов, должностные лица исполнительных органов власти и др.), выражают свою волю, волю различных социальных групп в праве. Любой нормативный правовой акт содержит волю компетентного государственного органа – носителя публично-властных полномочий. Воля в праве, отражая интересы (экономические, социальные и др.) различных слоев и групп населения, фиксируется (объективируется) в законах и иных нормативных правовых актах, в содержащихся в них юридических нормах в виде дозволений, предписаний, запретов.[9]

7) Главным назначением правовых норм является регулирование общественных отношений, отношений между индивидами организациями. Задачей права, таким образом, выступает разумное упорядочение наиболее важных сфер общественной жизни.

2. Сущность, социальное назначение и ценность и права

Сущность представляет собой категорию, означающую самое главное и существенное в чем-либо, совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Таким образом, сущность права – это внутренние необходимые ключевые стороны этого явления. Как отмечено выше, праву присущ волевой характер. В связи с этом вопрос о сущности права сводится к вопросу о том, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает.

 

Кроме того на право, его сущность большое влияние оказывает состояние экономики, национальный состав населения, исторические традиции и другие факторы.

В юридической науке в основном сложилось два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

В рамках классового (марксистского) подхода право определяется как воля господствующего класса. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии как к экономически господствующему классу, отмечают на этот счет: «…право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»[10]. С этой точки зрения сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политической силы, как инструмента классового и политического господства. Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Тем самым сущность права предопределяет такие его свойства, как общеобязательность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защита прежде всего интересов господствующего класса.

Сторонники общесоциального подходарассматривают право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества, средство поиска согласия, взаимных уступок. По их мнению, именно на это должны быть направлены основные усилия, принуждение должно использоваться во вторую очередь.

Наряду с рассмотренными основными можно выделить и иные подходы к сущности права. Речь идет о религиозном, расовом, национальном и иных подходах, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут преобладать в праве. Ряд ученых полагает также, что сущность права проявляется в его органической связи с принципом справедливости.

Слово «назначение» в русском языке означает область, сферу применения чего-нибудь.[11] К вопросу о социальном назначении права неизменно обращались философы, социологи, юристы и политические деятели самых различных эпох.

Аристотель видел назначение права в том, чтобы установить справедливость в обществе: для него право и справедливость выступают равнозначными понятиями. Демосфен считал, что социальное назначение права в установлении порядка, которому должны следовать все люди. Древнеримский юрист и оратор Цицерон усматривал социальное назначение права в том, что оно предписывает необходимые действия и запрещает нежелательные. Гуго Гроций определял социальное назначение права как выражение им моральных правил, предписание справедливых действий. Немецкие философы Георг Гегель и Иммануил Кант видели социальное назначение права в том, чтобы обеспечить интересы личности, интересы человека и гражданина.

Однако более пристальное внимание вопросам социального назначения права стало уделяться в начале XX в. Отдельные ученые (Л.Дюги, Н.М.коркунов, Л.И.Петражицкий и др.) обратили внимание на разнообразные социальные аспекты действия права. Появилась теория социальных функций права, суть которой заключалась в попытках объяснить общественную природу права, его социальную ценность, многосторонность действия, важность права для решения социальных задач.

Каждый из перечисленных исследователей по-своему объяснял социальное назначение права, зачастую они исходили из совершенно различных позиций, но общим в них является то, что они указывали на осуществление правом социальных (общественных) функций, видя в них проявление как социальной природы, так и социального назначения права.[12]

В современной юридической литературе признается значение права как необходимого инструмента регулирования экономических отношений, отношений по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, в утверждении народовластия, институтов демократии. В целом социальное назначение права проявляется в закреплении необходимых отношений, искоренении негативных явлений из жизни общества, создании условий для благоприятного развития новых, более прогрессивных отношений.[13]

Ценность права. Слово «ценность» означает важность, значение, способность того или иного предмета, явления быть полезным для достижения определенной цели. Рассмотрим ценность права относительно общества, государства и личности.

Ценность прав для общества проявляется в том, что оно:

1) является средством организации управления общественными процессами, отношениями между людьми, организациями;

2) представляет собой действенный инструмент защиты существующего общественного строя;

3) признается средством обновления общества, развивает те общественные отношения, в которых оно заинтересовано;

4) реализует нравственные принципы, например, принцип справедливости, принцип свободы;

5) устанавливает правовые основы функционирования важнейших институтов гражданского общества (рыночная экономика, СМИ, система образования и др.);

6) выступает средством разрешения социальных конфликтов;

7) содержит нормативные предпосылки законности и правопорядка, препятствует проявлению произвола, противоправных явлений, способствует их искоренению.

Ценность права для государства проявляется в нескольких следующих направлениях:

1) правовые предписания используются для организации, упорядочения структуры государственного механизма. С помощью права определяются компетенция, властные полномочия государственных органов, порядок их формирования (выборность или назначаемость и др.); отношения субординации (назовем в этой связи Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года №724 «вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и др.);

2) правовые нормы необходимы для осуществления функций государства (правотворческая, исполнительно-распорядительная, котрольно-надзорная), способствуют осуществлению основных направлений государственной деятельности на основании закона и в его рамках.

Ценность права для личности. Посредством права личность наделяется правосубъектностью, правовым статусом, статусом гражданина, системой прав и обязанностей, определяющей ее правовые возможности в обществе. Право также берет под защиту такие свойства личности, как жизнь, здоровье, честь, достоинство. Правопобуждает государственные структуры действовать с учетом того, что человек, его права и свободы конституционно признаны высшей социальной ценностью.

Важно и то, что в отношениях личности и государства в качестве приоритетных, согласно Конституции РФ, признаются права и законные интересы личности.

В заключение раздела отметим, что аксиологический (ценностный) подход к праву позволяет более глубоко и объемно рассмотреть его сущность, специфические особенности, регулятивные свойства.

3. Принципы права и их виды

В интересующем нас значении принцип определяется как основное, исходное положение.[14] В этой связи принципы права – это основные, исходные начала, выражающие сущность права, его природу и назначение в общстве.

Принципы права объективны, поскольку обусловлены реально существующими экономическими, социальными, политическими и иными общественными условиями. В этой связи представляет интерес следующее суждение: «Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».[15] Основополагающие идеи права выступают, таким образом, не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения закономерностей, объективно сложившихся в обществе. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить оптимальный порядок общественных отношений.

Принципы права могут напрямую закрепляться в юридических нормах. В таком случае имеет место норма-принцип – правовое предписание, выражающее и закрепляющее принцип права. К примеру Уголовный кодекс Российской Федерации содержит нормы-принципы в следующих своих статьях: статья 3 (принцип законности), статья 4 (принцип равенства граждан перед законом), статья 5 (принцип вины), статья 6 (принцип справедливости), статья 7 (принцип гуманизма). К тому же принципы права могут, не будучи напрямую закрепленными, логически вытекать из смысла совокупности норм права.

В юридической литературе классификация принципов права осуществляется в зависимости от сферы их распространения, то есть по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы права можно подразделить на общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые и принципы правовых институтов.

Общие (общеправовые) принципы – это основные начала, которые характеризуют наиболее существенные черты права в целом. Общие принципы действуют во всех отраслях вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими отношений.

К числу общих принципов права относятся:

– принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, в установлении прав и свобод граждан;

– принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, расы, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;

– принцип верховенства закона над другими нормативными правовыми актами;

– принцип справедливости, способствующий обеспечению соответствия между правами и обязанностями индивидов, между трудом и вознаграждением, заслугами человека и их общественным признанием, преступлением и наказанием и др.;

– принцип социальной свободы, проявляемый в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, распоряжаться своими трудовыми доходами и др.;

– принцип первенства международного права над внутригосударственным

– принцип юридической ответственности за виновное деяние;

– гуманизм, в соответствии с которым человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;

– единство прав и обязанностей;

– сочетание убеждения и принуждения и т.п.

В том случае, если принципы права характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Отрасли права, как правило, являются при этом родственными. Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражного процессуального права характерны следующие межотраслевые принципы:

– процессуальное равенство участников сторон;

– гласность судебного разбирательства;

– состязательность и др.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в уголовно-процессуальном праве – презумпция невиновности, в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в трудовом праве – принцип свободы труда, в земельном праве – принцип целевого характера использования земли, в уголовно-исполнительном праве – индивидуализация воспитательного воздействия и др

Принципы правовых институтов представляют собой такие отправные начала и положения, на которых строятся отдельно взятые институты в рамках отрасли права. По сравнению с отраслью права, институт – значительно меньшая совокупность юридических норм. Например, в гражданском праве обособляется институт возмещения вреда, то есть компенсация имущественного ущерба в результате причиненного вреда. Этот институт базируется на таком принципе, как полное возмещение вреда в натуре (предоставление вещи такого же качества, исправление поврежденной вещи) или полное возмещение причиненных убытков.

Принципы права не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права).

Вопрос № 2

1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

ВОПРОС № 3

Понятие форм (источников) права

Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.

Известно понятие внутренней и внешней формы права.

Первое обуславливает структуру и связи.

Второе - содержание права, признающее не государственное волеизъявление, а юридические нормы, которое именуются источником прав

Существуют такие доводы, что:

1.Понятия «источник права» и «форма права» сходны

2.Понятие «источник права» шире по своему значению, нежели «форма права»

Последняя мысль доминирует сегодня. Ведь само слово «источник» означает любое начало или основание, причины исходного пункта. Применение в правовой сфере источника права подразумевается в 3-х формах:

Материальное значение (формы собственности и т.п.).

Идеологическое значение (правосознание и т.п.).

Формально-идеологическое значение (и есть форма права)

Существуют такие основные виды источников права:

1.Нормативно-правовой договор.

2.Нормативно-правовой акт.

3.Правовой прецедент.

4.Правовой обычай.

Рассмотрим подробно каждый из этих пунктов.

Нормативно-правовой договор

И так, нормативно-правовой договор представляет собой совместный документ, включающий нормы права, которые являются результатом обоюдного согласия сторон.

Нормативно-правовой договор является один из главных источников права на международном уровне. На внутригосударственном уровне нормативно-правовой договор представлен, в том числе в виде коллективного договора.

Нормативно-правовой акт

Нормативно правовой акт – это документ в письменном виде исходящий от государственного органа, который содержит юридические нормы.

Для большинства правовых систем является фундаментальной и наиболее распространенной формой права.

Признаки нормативных правовых актов:

в любом случае содержит общепринятые правила (моделирование действий людей в похожих ситуациях);

неисчерпаемы в единичном использовании и неперсонифицированы (т. е. рассчитаны на одно действие, относящее условно к человеку, обстоятельствам места и времени). Рассчитан на регулировку в неограниченном количестве случаев, относится к неопределенному кругу лиц (граждане определенного возраста или пола) с непрерывным действием.

Нормативные акты в зависимости от юридической силы разделяются на законы и подзаконные акты, их юридическая сила напрямую зависит от органа власти издавшего нормативный акт, его полномочий и положения в государственном механизме.

 

Правовой прецедент

Правовой прецедент представляет собой решение органа государственного аппарата по отношению к определенному юридическому делу, которое общеобязательно для всех аналогичных и есть правовым прецедентом.

Виды правовых прецедентов различаются по их связи с судебными или административными органами власти.

Видимое место среди других форм права прецедент занимает во многих современных государствах. Впервые его понятие было введено в Англии. Грани же его действий в каждой стране разные.

Правовой обычай

Правовой обычай подразумевает разрешенный государственный обычай, обозначающий признание неукоснительных правил поведения, направленных субъектам права.

Ему присущи такие отличия как: общеобязательность и охрана государством от нарушений. Правовые обычаи имеют корни ещё с V в. до н.э., которые послужили возникновению права в целом. В сегодняшних государствах межобщественные отношения, которые регулируются с помощью данного источника права очень малы и ограничены. Примером такой формы права может быть признание общегосударственным праздником Пасхи.

В некоторых источниках религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права, а так же юридические доктрины, выражающие в виде идей, теорий или концепций, так же относятся к формам права.

 

ВОПРОС № 4

Нормативно-правовой - это изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

1.2. Признаки нормативно-правового акта:

имеет письменную форму;

- имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);

- обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа. "Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность" [6, с.14].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: