Теория развития личности Э.Эриксона имеет много общего с теорией Фрейда, однако между ними и существует некоторые различия.
Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, автор доказывал,что человека ведущей потребностью является стремление к сохранению идентичности,целостности Эго,а её трансформации знаменуют переход от стадии к стадии.
Э. Эриксон выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течении которых ребёнок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Каждая стадия предполагает формирование противоположных качеств и черт характера, которые человек осознаёт и с которыми человек начинает себя идентифицировать. Всем возрастным стадиям присущи кризисы, моменты выбора между прогрессом и регрессом. Личность возникает из результатов разрешения социального конфликта, появляющегося при взаимодействии в узловых точках развития.
Концепция жизненного пути личности иначе называется эпигенетической. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Все, что растёт, имеет общий план развития. Из общего плана развиваются отдельные части, при этом каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части не сформируют функциональное целое. В биологии эпигенетическая концепция подчёркивает роль внешних факторов в развитии новых форм и структур. Последовательность стадий –результат биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями общества, к которому принадлежит человек. Эриксон расширив теорию психосексуального развития, включил в нее то, сто назвал психосоциальным развитием, сделав тем самым акцент на воздействии культуры и общества на развитии человека.
|
Вопрос №18
Когнитивное направление: Структурно-генетическая теория Ж.Пиаже. ( Сайт Студопедия)
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окр.социальной и предметной среде. Основная цель направления - выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию. Именно поэтому его крупнейший представитель - Ж.Пиаже сделал происхождение и развитие интеллекта предметом своих теоретических и экспериментальных исследований.
Жан Пиаже - яркий представитель когнитивного направления и детской психологии в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания (эпистемологией). Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж.Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения. Понимание сохранения в-ва (объема, количества) при изменении формы, расположения, внешнего вида есть отделение существенных свойств предмета от несущественных (стаканы с водой).
Теория Ж.Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это - процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению - происходит аккомодация, т.е. изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями. Это может быть новый способ рассмотрения, новые понятия или новая теория, объясняющая прежние и новые факты. Как в биологии: усвоение пищи - ассимиляция, но оно требует и жевательных движений, и выделения ферментов - это аккомодация. И в жизни приспособление к среде выражается в единстве этих двух процессов. Развитие интеллекта Ж.Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет ч-ку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж.Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, соц.среды.
|
I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).
П. Дооперациональная стадия (2-7 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая.
III. Стадия конкретных операций (7-11 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.
IV. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это - интеллект взрослого.
|
Можно ли ускорить смену стадий развития? Нет смысла, считает Ж.Пиаже. Важно не ускорять прохождение стадий, а предоставить ребенку достаточное кол-во учебных материалов, чтобы ни одна область интеллекта не осталась неразвитой. Стадии определяются биологическими законами созревания нервной системы.
Ж.Пиаже оставил более 500 научных трудов, выполненных с предельной точностью. Его эксперименты, или «феномены Пиаже», просты, остроумны, подтверждаются на всех континентах и используются в диагностике. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью к-ых он может лучше приспособиться к среде. Ж.Пиаже показал, что теории научения слишком упрощают процессы человеческого мышления.
Многие психологи считают, что когнитивные теории развития выигрывают там, где заканчиваются теории научения, т.е. в рассмотрении языка и мышления. Однако и они не раскрывают такие аспекты поведения ч-ка, как социальное, эмоциональное, личностное развитие.
Вопрос №19
Когнитивное направление:Теория морального развития Л.Колберга (Сапогова)
Л.Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в рез-те к-го все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации:
1) на авторитеты,
2) на обычаи
3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
а - ориентация на избегание наказания;
б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
б - установка на поддержание соц.справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо).