Distance education and the influence of the personality of a higher education teacher on the learning process




УДК378.1

Эрштейн Леонид Борисович

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия, Санкт-Петербург

Личность преподавателя как фактор использования дистанционного образования в высшей школе

В статье рассматривается проблема использования дистанционного образования в высшей школе. Утверждается, что в современном мире происходит последовательное обезличивание образования. Доказывается, что дистанционное образование является одним из форм этого обезличивания. При этом проводятся границы между дистанционным образованием и использованием информационных технологий в образовании. Показано, что использование дистанционного образования противоречит некоторым принципам дидактики и делает не возможным передачу особенностей личности преподавателя. Утверждается, что личность преподавателя является одним из важнейших факторов реализации высшего образования. Выявлены особенности личности преподавателя, влияющие на процесс обучения в высшей школе. Вместе с тем утверждается, что использование информационных технологий в образовании дополняет современное высшее образование и позволяет перевести деятельность преподавателя на решение иных, чем ранее задач. Доказывается, что фактор влияния личности преподавателя, существенно затрудняет переход высшей школы на дистанционную форму обучения. Доказывается, что переход на дистанционную форму обучения приведет к серьезному снижению качества образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, личность преподавателя, высшее образование, личный опыт, формы образования

 

Distance education and the influence of the personality of a higher education teacher on the learning process

L Ershteyn

St. Petersburg State University of Technology and Design Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russia

The article deals with the problem of using distance education in higher education. It is argued that in the modern world there is a consistent depersonalization of education. It is proved that distance education is a form of this depersonalization. In this case, the boundaries between distance education and the use of information technology in education. It is shown that the use of distance education contradicts some principles of didactics and makes it impossible to transfer the personality characteristics of the teacher. It is argued that the identity of the teacher is one of the most important factors in the implementation of higher education. Identified features of the personality of the teacher, affecting the learning process in higher education. However, it is argued that the use of information technology in education complements modern higher education and allows you to translate the activities of the teacher to solve problems other than previously. It is proved that the factor of influence of the personality of a teacher makes it much more difficult for higher education to switch to distance learning. It is proved that the transition to distance learning will lead to a serious decline in the quality of education.

Keywords: distance education, teacher's personality, higher education, personal experience, forms of education

Keywords: distance education, teacher's personality, higher education, personal experience, forms of education

 

Современный этап развития общества характеризуется в числе прочего внедрением информационных технологий практически во все жизни и деятельности человека. Не стала исключением и сфера образования. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования, распространение механизмов трансляции информации, основанных на использовании сети интернет и компьютерных систем в самом широком их понимании, раньше или позже должны были привести общество к идее дистанционного образования.

Этому обстоятельству, наряду с развитием информационно-технологической инфраструктуры, способствовало последовательное обезличивание процессов образования, и постепенное утверждение мнения о том, что образование есть суть формальная передача знаний и опыта, где субъекты образовательного процесса стали играть вторичную, но не ведущую роль, а основная проблема сосредоточилась на технических средствах передачи этого опыта. Кроме того, успехи и достижения научного знания все больше формировали мнение о том, что достигнутое знание является окончательным и несет собой абсолютную истину. Тем самым эксплицитно формировался отрыв образования от науки, которая априори подразумевает не окончательность любого полученного ей знания и опыта.

Впрочем, необходимо отметить, что такое представление существовало все время существования человечества. Исторически, практически всегда любое знание (в широком смысле) передавалось, как несомненная истина.

Развитие рыночной экономики и ценностей потребительского общества привело и продолжает приводить к постоянному совершенствованию технических средств трансляции информации. Однако развитие это идет экстенсивно, наращиваются мощности передачи информации, но не происходит качественного скачка. Как на заре существования глобальной сети интернет, так и в настоящее время передается две модальности информации, а именно: звуковая и видео. В свою очередь, по-прежнему невозможно передавать тактильную и обонятельную информацию. Кроме того, несмотря на распространенность мультимедиа средств передачи информации, по-прежнему имеются сложности с передачей паттернов невербальной коммуникации по сети интернет. Тем самым обозначаются границы использования дистанционного образования, которые в настоящий момент исследуются очень мало, хотя исследований самого дистанционного образования достаточно [1, 2].

При этом необходимо обозначить определение дистанционного образования как такового. В педагогическом словаре дистанционное образование определяется следующим образом «Дистанционное обучение — технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра» [3]. Таким образом, дистанционное образование характеризуется свойством пространственной отдаленности обучающего от обучающихся и его надо отличать, от использования информационных технологий (в том числе и сети интернет в образовании). Именно наличие или отсутствие данного свойства показывает, имеет место быть дистанционное образование или же применяется какая-то другая модель образовательной деятельности.

Критика данной формы образования в исследованиях встречается относительно редко, например, недостатки дистанционного образования приводит Н. А. Косарчук [4], Кроме того, критику данной формы образования приводит известнейший психолог, специалист по работе мозга, Т. Черниговская [5] но и ее соображения представляются весьма не полными. Помимо этого, имеет место анализ недостатков использования дистанционного образования и в новейших работах. [6, 7]

Ориентация образования на технологичность и применение современных информационных средств обучения значительно обезличила образование, как таковое. И. если современная педагогическая наука последовательно обращает внимание на личность обучающегося, развивая личностно-ориентированный подход к образованию, то личность преподавателя исследована на наш взгляд не полно, хотя работы об этом имеются [2, 8, 9]. Личность преподавателя оказывает огромное влияние на студентов, причем в настоящее время, куда большее, чем в прошлом. Представление о том, что образование является чистым процессом передачи знаний и умений и формированием навыков представляется совершенно не верным. Данное представление противоречит в частности такому дидактическому принципу как воспитательный характер обучения [10].

Рассмотрим подробнее. Для начала необходимо ответить на два вопроса. Первый вопрос, заключается в том, что именно можно передавать дистанционными средствами обучения? И второй, в чем заключается влияние личности преподавателя на процесс обучения?

Ответ на первый вопрос представляется очевидным. Дистанционными средствами обучения можно передавать аудио и видео информацию в любой форме, как в режиме реального времени (то есть немедленно), так и в отложенном режиме (то есть когда получатель может забрать ее, когда ему это удобно). И это все. Но представляется, что для эффективной реализации высшего образования этого совершенно не достаточно.

Для начала рассмотрим, какими ресурсами располагает сам преподаватель как личность для реализации процесса обучения?

1. Знанием преподаваемой дисциплины. Это совершенно ясно и не нуждается в каких-либо пояснениях.

2. Умениями реализовывать в данной дисциплине какую-либо практическую деятельность. Причем даже в чисто теоретических дисциплинах, преподаватель так или иначе умеет писать какие-либо тексты, выводить формулы, делать расчеты и т.п.

3. Индивидуальным научным опытом. Преподаватель является автором каких-либо научных работ, он в той или иной степени владеет техникой генерации нового знания. Причем, чем выше научный уровень преподавателя, тем лучше он этим владеет.

4. Индивидуальным личным опытом. Преподаватель прожил какую-то учебную и личную жизнь. Он сам был студентом, у него были учителя и возможно есть ученики, он знает весь процесс обучения по той или иной специальности целиком. Понимает сложности, которые возникают у студентов в процессе обучения. У него есть личный профессиональный опыт. Он старше и представляет ту совокупность жизненных сложностей, с которыми впоследствии столкнуться студенты.

5. Личным стилем обучения. У любого, даже самого не опытного преподавателя вырабатывается (или уже выработан) индивидуальный стиль обучения. Этот стиль, по сути, представляет собой синтез личностных и профессиональных особенностей преподавателя, выражаемый в процессе обучения студентов.

Исходя из сказанного, влияние личности преподавателя на процесс обучения на наш взгляд состоит в том что:

1. Преподаватель передает не только конкретную информацию, но весь свой опыт, который возможно не имеет непосредственного отношения к изучаемой теме, однако способствует общей образованности студентов. Причем де факто о потребности в этой общей образованности говорит огромное количество общих предметов, не имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности студентов, изучаемых бакалаврами, магистрами и аспирантами всех специальностей. При этом передача этого опыта, часто происходит внезапно не запланировано, в зависимости от конкретной ситуации и поведения обучающихся, с которыми проводится занятие.

2. Преподаватель передает этот опыт, часто отвлекаясь, на, казалось бы, не связанные с темой занятия предметы, показывая те или иные взаимосвязи предметной области, а часто и за ее пределами, рассказывая или (на практических занятиях) показывая то, как он сам пришел к тем или иным выводам, какие сложности были у него. Учитывая, что современные информационные технологии позволяют легко передать формальный фактический материал, такое отвлечение видится не только не нужным, но и оправданным.

3. В процессе передачи опыта, преподаватель задействует не только вербальные, но и невербальные средства обучения, такие как жестикуляция, тон голоса, иногда работу с предметами в аудитории (например, манипуляции с указкой или учебным пособием, работу с доской).

4. При этом преподаватель передает информацию не каждому конкретному студенту, а всей аудитории целиком. Он использует средства работы со всей аудиторией, задавая наводящие вопросы, устанавливая обратную связь со студентами. Причем средства этой работы могут быть очень разнообразны, сочетая приемы, как вербального, так и не вербального воздействия на студентов. И у каждого преподавателя эти средства не только индивидуальны, в зависимости от специфики и особенностей его личности, но и неповторимы в каждой конкретной учебной группе, в каждом конкретном занятии. В результате не может происходить ни одного полностью одинакового занятия, даже если речь идет об одной и той же дисциплине, об одной и той же теме занятия.

5. Преподаватель передает особенности своей жизни и личности, трансформированные в специфику изучаемого предмета. Особенно, это касается дисциплин гуманитарной сферы и медицины. Конечно, при изучении технических и точных наук, специфика жизни преподавателя не может иметь сколько-нибудь большого значения. Однако, там существуют свои сложности, на которых мы остановимся в дальнейшем. Но в обучении гуманитарным дисциплинам и медицине огромное значение имеют особенности жизни преподавателя, те люди, с которыми он общался в своей профессиональной деятельности, его знаменитые учителя и ученики.

6. В случае технических дисциплин, влияние личности преподавателя состоит в том, что он имеет возможность выбирать содержание и уровень подачи учебного материала в зависимости от специфики и особенностей учебных групп, а подчас и конкретных студентов. С одной стороны, преподаватель может преодолевать сложности в обучении данным дисциплинам, возникающие у студентов. С другой стороны, он может варьировать содержание обучения, для каждого из них, используя технологии личностно-ориентированного образования и свое умение обучать дисциплинам данного типа.

За формальным перечислением признаков влияния личности преподавателя на студентов лежит живая плоть души и мысли конкретных людей, осуществляющих профессиональное обучение в высшей школе. Приведем конкретный пример. Один из преподавателей географического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, иллюстрируя важность личности преподавателя в процессе обучения в высшей школе, приводил следующий пример: «Как-то в РГПУ (тогда ЛГПИ) им. Герцена приехал известный геолог, академик Хаин. Академик этот читал лекцию в актовом зале института, причем всем студентам вуза, не зависимо от специальности, в зале свободного места не было, интерес к лекции, читаемой академиком-геологом, был огромный». Этот пример четко показывает, каково может быть влияние личности преподавателя на студентов. Представляется, что там, где преподают люди уровня Григория Перельмана или Льва Гумилева, интерес студентов к обучению огромный, что, в значительной степени, объясняется масштабом личности этих людей.

Конечно, не всякий вуз располагает преподавателями такого уровня. Однако представляется несомненным, что даже преподаватель среднего уровня, оказывает своей личностью существенное воздействие на студентов. Теперь можно задать вопрос о том, какие аспекты влияния личности преподавателя можно использовать в случае дистанционного обучения?

1. Дистанционное обучение, как его не организовать, крайне формализовано, оно не имеет той атмосферы, той аудитории, в которой организуется реальное обучение. Поэтому передача личного опыта преподавателя в такой форме очень затруднена, а подчас и не возможна, даже если организовать занятие при помощи визуальных средств. В случае реального обучения, преподаватель в значительной степени играет роль актера, выступающего перед зрителями, в случае дистанционного обучения, такие зрители отсутствуют, нет самой аудитории.

2. Отвлечение от предмета, в принципе возможно, но учитывая отсутствие аудитории, вряд ли что-то заставит преподавателя это делать, тем самым теряется контекстный аспект обучения.

3. Передача невербального компонента, так же теоретически возможна, однако, на практике это можно сравнить с выступлением одного актера без зрителей. В случае реального обучения образуется обратная связь между преподавателем и студентами, которая и заставляет преподавателя задействовать невербальный компонент обучения. Формируется особая атмосфера учебного занятия, которая хорошо известна всем, кто учился в вузах в прошлое время. В дистанционном обучении такую атмосферу просто не с кем образовывать.

4. Аудитория отсутствует, студенты не влияют друг на друга, в принципе задавать наводящие вопросы можно и можно пытаться вести себя так, как в случае реального обучения, однако, представляется, что в данном случае это будет выглядеть искусственно и вряд ли даст тот эффект, который характерен для обычного обучения.

5. Передача особенностей своей личности и жизни так же очень затруднена, по перечисленным выше причинам.

6. И лишь при преподавании технических дисциплин, видимо, возможна практически полная адаптация дистанционного образования, и передача его средствами особенностей индивидуального обучения студентов. Однако против этого выступают иные факторы, в частности то обстоятельство, что студенты часто помогают друг другу в режиме реального времени, что в случае дистанционного обучения крайне затруднено.

При этом нельзя не отметить, что все упомянутые выше факторы, относятся к организации дистанционного обучения средствами аудиовизуальной передачи данных, с реальной организацией учебных занятий, с удаленной аудиторией, участвующей в занятии в режиме реального времени, то есть к вебинарам. На практике такой способ организации дистанционного обучения крайне сложен, чаще всего используются иные способы. Например, просто происходит публикация лекций преподавателя в сети интернет. Разумеется, ни о какой передаче личности преподавателя в этом случае речь идти не может. Всякая интерактивность, у такого типа занятий отсутствует, за исключением, быть может, возможности задать преподавателю вопросы и получить ответы на них через какое-то время.

Таким образом, такой компонент образовательного процесса, как влияние личности преподавателя на студентов, в случае дистанционного образования очень и очень не велик. Какова роль данного компонента, в общем процессе обучения, не ясно. Однако представляется, что она весьма велика. Множество великих ученых, выбирали свой путь в науке именно благодаря влиянию личностей их преподавателей. Множество хороших специалистов, становились таковыми также под влиянием личностей своих учителей. Не вызывает сомнений, что такое влияние является одним из важнейших компонентов процесса обучения. Кроме того, дистанционное образование противоречит такому дидактическому принципу, как принцип самостоятельности обучения [10]. В самом деле, проконтролировать самостоятельно выполняет обучающееся учебное задание или нет, в случае дистанционного образования принципиально не возможно. И это обстоятельство может снижать качество обучения практически до нуля.

В настоящее время, все чаще слышны разговоры о том, что необходимо хотя бы частично перевести высшее образование с реальной формы, на дистанционную [12, 13]. Сторонникам данной концепции, необходимо помнить, что описанный выше компонент образовательного процесса в случае реализации таких планов будет утерян практически полностью.

На наш взгляд, наличие дистанционных средств обучения, позволяет не заменить реальное обучение, но сделать его более интерактивным, более ориентированным на передачу влияния личности преподавателей на студентов. И сделать это возможно, за счет помещения в сеть интернет, чисто информационного компонента обучающего процесса. Вместо рассказывания информации, которую можно прочитать, преподаватель может поместить эту информацию в сеть интернет, а сам сосредоточится на сложных, проблемных моментах преподаваемого им учебного предмета.

Таким образом, основными выводами данной работы будут следующие положения.

Во-первых, замена реального обучения дистанционным не представляется возможным вследствие того, что в дистанционном обучении теряется компонент воздействия личности преподавателя на студентов.

Во-вторых, дистанционная и реальная формы обучения должны не заменять, но дополнять друг друга, используя преимущества каждой из них.

И, в-третьих, что представляется наиболее важным, отсутствие влияния личности преподавателя, важно не само по себе, но существенно снизит, и без того не высокое качество высшего образования.

Необходимо отметить, что использование дистанционного образования, приводящее обезличиванию процессов обучения в высшей школе, ставит под вопрос сам образовательный процесс как таковой, отрицая современные тенденции развития высшего образования, направленные на формирование компетенций, в структуру которых входит влияние обучения на личностные качества студентов. Тем самым происходит фактическая трансформация высшего образования, из динамического процесса взаимодействия субъектов, направленного на достижение образовательных целей, оно превращается в формальную систему передачи информации, что противоречит самой сути обучения в высшей школе.

 

Список литературы

1. Валеева Р.З., Валеев Э. Р. Дистанционное обучение как фактор повышения качества образования в системе высшего профессионального образования // Вестник казанского государственного университета культуры и исскуств 2014. - №4. -С.75-79

2. Глова В. И. Дистанционное образование - новые формы и технологии образования //Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 2000 -№1.-С.48-50

3. Дистанционное образование: [Электронный ресурс]: URL:https://slovari.bibliofond.ru/pedagogical_dictionary_word/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ (Дата обращения: 05.01.19).

4. Косарчук Н. А. О дистанционном образовании как чудодейственном средстве от всех болезней высшего образования //Совет ректоров, 2015 - №1 - С.70-75

5. Черниговская Т: [Электронный ресурс]: Как интернет влияет на наш мозг. https://econet.ru/articles/118477-neyrolingvist-tatyana-chernigovskaya-kak-internet-vliyaet-na-nash-mozg (Дата обращения: 05.01.19).

6. Колпакова О. Н., Поворина Е. В. Проблемы дистанционного образования в условиях информационного общества // Материалы Ивановских чтений 2018. - №1(18). - С.153-160

7. Сапон Н. Н., Гордиенко Т. П.Проблемы и недостатки дистанционного обучения. Лучшие практики дистанционного обучения // Современные научные исследования и разработки. 2018. - №1(18). - С.356-358

8. Волков Н. Г. Личность преподавателя и новые технологии обучения в инновационном вузе //Вестник Казанского технологического университета, 2012- №10- С.392-399

9. Клочкова Г. М. Личность преподавателя в условиях креативного вузовского образовательного пространства // Фундаментальные исследования, 2013 -. №10-6.- С.1351-1355

10. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96с.

11. Пупков С. В. Личность преподавателя вуза в условиях гуманизации образования // Мир образования образование в мире 2009-№4(36)-С. 12-19.

12. Репина А. Дистанционное образование вскоре станет популярным Электронный ресурс]:URL:https://www.vuzon.ru/article/all/496-distancionnoe_obrazovanie_skoro_stanet_popularnym (Дата обращения: 05.01.19).

13. Рудычева Н. Российские вузы намерены перейти к дистанционному обучению Электронный ресурс] URL: https://digital.report/rossiyskie-vuzyi-namerenyi-pereyti-k-distantsionnomu-obucheniyu/ (Дата обращения: 05.01.19).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: