ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Согласовано




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине «ДЕВИАНТОЛОГИЯ»

Для специальности «040101– социальная работа»

Квалификация «специалист»

Форма обучения очная

Кафедра социальной работы, социальной и клинической психологии

Курс 3

Семестр 5

По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования ________36_______часов

По учебному плану ______36__________часов

 

Томск 2011

 

Составитель: заведующий кафедрой социальной работы, социальной и клинической психологии доктор филос. н., профессор Л.С. Сысоева

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры__________________________

Протокол от 2011__ года

 

Заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор

Л.С. Сысоева «____» ___________ 2011_ г.

 

 

Согласовано:

1. Научно-медицинская библиотека, зав.библиотечно-информационным центром обслуживания ______________ (Г.Н. Вишнякова)

____________________ ________________ (______________________)

подпись И.О.Фамилия

«____» ___________ 201_ г.

2. Председатель методической комиссии по специальности «040101 ______________Д.м.н. А.Н. Корнетов

Протокол №____ от «____»____________2011__ года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 040101 утвержденным «_10__»_03_______2000__г. и примерной программой, рекомендуемой _____.

Дисциплина «Девиантология» относится к циклу ДС.

В рабочей программе сохранены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, приемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения студентами теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «040101.

2. Учебный план СибГМУ по направлению специальности«040101.

утвержденный «_25__»__мая______2010___г.

3. Учебный план на текущий учебный год.

4. Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО по _________.

 

НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. По государственному образовательному стандарту _36__ часов

2. По учебному плану __36__часов.

 

 

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (лекции) Аудиторные занятия (семинары) Самостоятельная работа
  Девиантология как изучение отклонений в поведении человека. Критерии нормообразования     Проституция как форма девиантного поведения 2+2
  Нравственные принципы в контексте этических учений и современных социальных девиаций       Дискурс М. Фуко о сексуальности в контексте власти над телом и девиации в сфере сексуальных отношений   2+2
  Анализ теорий девиантного поведения: теории биологически обусловленной девиантности     Алкогольный тоталитаризм   2+2
  Фрейдизм и неофрейдизм в контексте девиантного поведения       Метод антиалкогольной запрограммированности как способ борьбы с алкоголизмом 2+2
  Анализ теорий деструктивности Э. Фроммом     Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения   2+2
  Анализ некрофилии Э. Фроммом         Анализ социологического этюда Э. Дюркгейма «Самоубийство» 2+2
  Социально-философские теории девиантности       Суицидальное поведение 2+2
  Логотерапия как нормообразующий фактор человеческого поведения     Проблемы наркозависимости и деятельность социальных служб в борьбе с наркоманией 2+2
  Преступность и правонарушения как форма антисоциального поведения       Коррупция как способ антисоциального поведения 2+2
ИТОГО        

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Девиантология – наука, изучающая основы преодоления многочисленных отклонений от норм, регулирующих жизнь человеческих обществ.

Целью изучения дисциплины являетсяформирование знаний о важнейших девиациях, особенно обострившиеся в последние десятилетия, и возможных способов ослабления их. Эта цель достигается при наличии убедительного теоретико-методологического подхода к изучению девиаций и методам её преодоления или ослабления.

В задачи изучения дисциплины входит: освоение теоретических основ анализа деструктивного поведения, изучение принципов его преодоления, ознакомление с методами и средствами его корректирования, освоение умений уничтожения причин девиаций и аддикций.

Задачи курса — вооружить будущих специалистов по соци­альной работе знаниями о различных формах отклоняющегося от нормы поведения, являющихся широко распространенными в современном обществе. Эти знания помогут им в их будущей профессиональной деятельности по преодолению различных форм девиаций, аддиктивного и делинквентного поведения, раздичных форм деструкций общественного и личностного характера.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Вследствие небольшого количества часов лекции и практические занятия не совпадают по содержанию, а посвящены последовательно целостному изучению предмета девиантологии, заканчивающегося зачётом.

Девиантология изучает отклонения от нормы в поведении человека. Она стремятся найти ответ на вопросы о том, как и почему происходят отклонения от норм, регулирующих жизнь человеческих обществ. Норм в общественной жизни выработалось множество: они действуют во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Тем не менее, в этих же сферах мы наблюдаем постоянное отклонение от норм, правил, идеалов. Девиации возникли вместе с возникновением общества и существуют, несколько видоизменяясь, до сих пор. Со времён появления социальных наук, возникли и теории объяснения существующих отклонений. Их освещение составляет один из первых разделов нашего курса лекций. Главная методология объяснения девиаций строится на «анатомии человеческой деструктивности», которую стремился выстроить ещё Э. Фромм. Его предшественник Э. Дюркгейм нашёл объяснение вспышкам некоторых девиаций, а более поздний преемник идей и Э. Дюркгейма и Э. Фромма, Р.К. Мертон поддержал эти методологические находки и внёс свой вклад в дальнейшее развитие теории социальной аномии. Именно эти теории нам представляется наиболее аргументированными и валидными, с социально-философской точки зрения вскрывающими причины девиантности и делинквентности. В задачи дисциплины входило рассмотрение нравственной культуры в контексте социальных девиаций, и прежде всего современных. И, разумеется, в этом контексте шли поиски нормообразующих факторов человеческого поведения. Логотерапия (В.Франкл), нравственные принципы этики, аксиология как теория ценностей были положены в основу нормообразования.

Раздел 1. Лекции

Лекция № 1 «ДЕВИАНТОЛОГИЯ КАК ИЗУЧЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА» содержит следующие 3 подвопроса:

1. Девиантное поведение, его многообразие;

2. Социокультурные изменения девиантности;

3. Критерии девиантности и нормальности.

Лекции № 2, 3, 4, 5 « КРИТИКА ТЕОРИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ Э. ФРОММА» содержит следующие подвопросы:

1. Биологические теории девиантности;

2. Этопсихологические теории девиантности;

3. Бихевиористские подходы к объяснению девиантности;

4. Учение Фрейда о бессознательном в контексте девиантного поведения;

5. Социально-философские теории девиантного и делинквентного поведения.

Лекция № 6 «ПРИНЦИПЫНРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ» содержит следующие 3 подвопроса:

1.Нравственность в контексте этических учений: культурно-исторический дискурс;

2.Феномены этического сознания ХХ- XXI вв.;

3.Девиации в этическом контексте воспитания.

Лекция № 7, 8 «ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК НОРМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ» содержит следующие подвопросы:

1.Ценности, придающие смысл человеческой жизни;

2. Современный экзистенциальный вакуум и поиски смысла жизни;3.Экзистенциалы обретения смысла жизни;

4.Самореализация и смысл жизни;

5.Любовь и смысл жизни.

Лекция № 9 « КОРРУПЦИЯ КАК АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ» содержит следующие подвопросы:

1. Приватизация как форма индивидуального обогащения;

2. Рыночная экономика либерального типа – основа социального расслоения и поляризации населения по уровню жизни;

3. Необходимость социального государства как способ государственного регулирования доходов и соблюдения социальной справедливости.

Раздел 2. Содержание практических занятий

Занятие № 1 «ПРОСТИТУЦИЯ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»содержит следующие подвопросы:

1.Расцвет проституции в эпоху Ренессанса и его социальные следствия;

2.Объяснения неизбывности проституции;

3. Секс-индустрия «местного значения».

Занятие № 2 «ДИСКУРС М. ФУКО О СЕКСУАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЛАСТИ НАД ТЕЛОМ И ДЕВИАЦИИ В СФЕРЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» содержит следующие подвопросы:

1.Генеалогии вожделения;

2.Вердикт о подавлении секса;

3. Фрейд, Фукс, Фуко, Бодрийяр о сексуальных отклонениях в контексте культурных изменений.

Занятие № 3 « МЕТОД АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТИ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫС ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ содержит следующие подвопросы:

1.Из истории борьбы с алкоголизмом;

2. Убедительная правда об алкоголе как средство борьбы с пьянством и алкоголизмом (новый этап);

3. Выявление опасности алкоголя для человека на основе современных научных данных о нём как метод борьбы за трезвость.

Занятие № 4 «АЛКОГОЛЬНЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ»

содержит следующие подвопросы:

1. Алкогольный тоталитаризм: влияние винопития на детей, подростков, семью, демографию;

2. Алкоголь и культурные традиции;

3. Алкоголь и сегодняшняя реальность в России.

Занятие № 5 «ПРОБЛЕМЫНАРКОЗАВИСИМОСТИ» содержит следующие подвопросы:

1.Типы наркотиков;

2.Причины и последствия распространения наркомании;

3. Деятельность по предотвращению и избавлению от наркозависимости.

Занятие № 6 «САМОУБИЙСТВО КАК КРАЙНЯЯ ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» » содержит следующие подвопросы:

1. Суицид как ментальный феномен и его присутствие в современной русской культуре;

2. Суицид, свобода, личностные и общественные противоречия;

3. Суицид и страдание.

Занятие № 7 Анализ социологического этюда Э. Дюркгейма «Самоубийство» содержит следующие подвопросы:

1.Различия теории З.Фрейда и Э.Дюркгейма;

2.Типология самоубийств, по Э. Дюркгейму;

3.Концепция социальной аномии Э. Дюркгейма.

Занятие № 8 « СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» содержит следующие подвопросы:

1.Концепция и формула Фарбера;

2.Ситуации конфликта;

3.Психологический смысл суицида.

 

Занятие № 9 «ПРЕСТУПНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ КАК ФОРМА АНТИСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ» содержит следующие подвопросы:

1. Факторы преступности и их характеристика;

2.Деятельность по профилактике правонарушений и реабилитации преступников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: