Запоминание окон экрана и их восстановление




Общие принципы работы с окном

Введенные выше типы структур для обращения к видеопамяти можно с успехом использовать для работы с произвольными областями экрана — окнами. Единственное, что потребуется — это, чтобы окно имело прямоугольную форму. В таком случае надо обрабатывать (считывать, запоминать, заполнять) не всю последовательность ячеек видеопамяти, а набор фрагментов, каждый из которых представляет собой одну строку окна. Число таких фрагментов равно числу строк в окне. Длина каждого фрагмента равна ширине окна. Начало первого фрагмента в структуре видеопамяти (Start) для окна, заданного координатами X1, Y1, X2, Y2, можно вычислить по формуле:

Start * M*(Y1 - 1) +X1,

где M — число столбцов для текущего текстового режима. Начало каждого последующего фрагмента получается добавлением числа M к началу предыдущего. Ширина окна (Width), она же длина одного фрагмента, определяется очевидным образом:

Width = (Х2 - Х1) + 1

а число фрагментов (Height) находится как

Height = (Y2 - Y1) + 1.

Для того чтобы запомнить (сохранить) все окно, потребуется область памяти размером

Size = Width * Height * 2,

где 2 появляется из-за того, что один символ на экране представляется двумя байтами в памяти. Обычно при сохранении окна фрагменты записываются в память последовательно, и при их {478} восстановлении на экране необходимо вновь вычислять положение каждого из них.

Модуль Win

В архиве DEMOS.ARC пакета Турбо Паскаль имеются исходные тексты модуля Win, базирующегося на модуле CRT и реализующего простейшие действия с текстовыми окнами. Большинство его процедур написано на ассемблере, что обеспечивает высокую скорость выполнения. В модуле вводятся три новых типа и две константы для рисования рамок вокруг окна (рис. 20.6):

TYPE TitleStr=string[63]; { заголовок окна } FrameChars=Array[1..8] of Char; { символы рамки } WinState = RECORD { параметры окна: } WindMin,WindMax: Word; { координаты окна } WhareX, WhereY: Byte; { положение курсора} TextAttr: Byte; { цветовой атрибут } END; CONST SingilFrame: FrameChars='┌┐ ││└└’; { одинарная paмкa } DoubleFrame: FrameChars='╔╗║║╚╝'; { двойная рамка }

Рис. 20.6

20.3.2.1. Задание окна. Поскольку модуль Win базируется на модуле CRT, задание окна по-прежнему производится процедурой Window (или, точнее, CRT.Window). По умолчанию считается, что окно соответствует всему экрану. По-прежнему активным может быть только одно окно — текущее.

20.3.2.2. Вывод строк в окна. В модуле Win реализована пара процедур для вывода символов и строк в окно. Процедура

WriteStr(X,Y: Byte; S: String; Attr: Byte)

выводит строку S, а процедура

WriteChar(X,Y, Count: Byte; Ch: Char; Attr: Byte)

выводит Count символов, заданных параметром Ch. В обоих процедурах параметры X и Y обозначают начало выводимой информации в оконных координатах, a Attr задает значение для TextAttr при выводе. Отличие этих процедур от Write и WriteLn в том, что при выходе за границы окна не происходит прокрутки изображения или переноса строк. Лишние символы просто «обрезаются» по рамке окна. {479}

20.3.2.3. Оформление окон. В модуле Win имеется процедура для заполнения текущего окна символом Ch при цветовом атрибуте Attr:

FillWin(Ch:Char; Attr: Byte);

Ее можно вызывать вместо процедуры очистки окна ClrScr.

После задания окна процедурой Window его можно взять в рамку с помощью процедуры

FrameWin(Title: TitleStr; VAR Frame: FrameChars;

TAttr, FAttr: Byte),

где Title — строка-заголовок окна, Frame — набор символов, составляющих рамку (сюда можно подставлять константы SingleFrame и DoubleFrame), а TAttr и FAttr — цветовые атрибуты заголовка и рамки соответственно. Рамка выводится по периметру окна, не выходя за его пределы. Поэтому после обрамления размеры самого окна уменьшаются на единицу со всех сторон. Очистка окна при выводе рамки не осуществляется.

Отмена рамки для текущего окна производится процедурой UnFrameWin. Она просто восстанавливает размеры окна, которые были до взятия его в рамку (увеличивает их на единицу со всех сторон). Рамка при этом не стирается и может быть удалена только командой очистки всего окна (ClrScr или FillWin). Применение процедуры UnFrameWin к окну, не имеющему рамки, равносильно увеличению его размеров.

20.3.2.4. Сохранение параметров окна. При открытии (задании) нового окна на экране можно сохранять все параметры предыдущего окна. Это делается процедурой модуля Win

SaveWin(VAR W: WinState),

присваивающая текущим параметрам окна значения, сохраненные в переменной W типа WinState параметрами текущего окна. При восстановлении изображения окна на экране (об этом ниже) можно также «вспомнить», где стоял курсор и каким цветом выводился текст. Для этого предусмотрена процедура

RestoreWin(Var W: WinState),

присваивающая текущим параметрам окна значения, сохраненные в переменной W. Само изображение окна в переменной W не сохраняется. Для этого имеются другие процедуры.

20.3.2.5. Сохранение содержимого окна. При построении накладывающихся окон необходимо запоминать содержимое «нижних» окон и восстанавливать его после снятия с экрана «верхних». Эти действия реализованы одной функцией и двумя процедурами модуля Win: {480}

WinSize: Word;

ReadWin(VAR Buf);

WriteWin(VAR Buf).

Функция WinSize возвращает количество байтов, необходимое для запоминания содержимого текущего окна. Процедура ReadWin записывает в бестиповую переменную Buf изображение из текущего окна. Другая процедура, WriteWin, выводит в текущее окно изображение, сохраненное ранее в переменной Buf. Размер переменной Buf, передаваемой в процедуры, должен быть не менее, чем значение WinSize.

Важно, что само изображение не содержит указаний на размеры «своего» окна и его расположение. Поэтому для вывода сохраненного окна на экран надо сначала восстановить его параметры процедурой RestoreWin и лишь затем вызывать процедуру WriteWin.

На рис. 20.7 приводятся процедуры для задания на экране системы накладывающихся окон. Вся информация об окне содержится в переменных типа WindowType. Для введения окна в обращение надо однократно вызвать процедуру OpenWin. Далее окно можно «заморозить» процедурой FreezeWin (что сделает активным предыдущее окно) и вновь сделать активным с помощью процедуры ActivateWin. Изъятие окна из обращения производится процедурой CloseWin.

USES { ПРОЦЕДУРЫДЛЯ РАБОТЫС ОКНАМИ НА ЭКРАНЕ } CRT, Win; { подключены модули CRT и Win } TYPE WindowType = RECORD { тип для ведения системы окон: } Size: Word; { объем памяти для окна в байтах } Frame: 0..2; { шифр типа рамки (0, если нет) } BufSave: Pointer; { адрес изображения под окном } BufWin: Pointer; { адрес изображения "в окне" } StateSave: WinState; { состояние до открытия окна } StateWin: WinState; { состояние при закрытии окна } END; {Процедура открывает окно и делает его текущим. } PROCEDURE OpenWin(X1,Y1,X2,Y2: Byte;T: TitleStr; TAttr, FAttr, FrameSort: Byte; VAR W: WindowType); BEGIN with W do begin SaveWin(StateSave); { сохранение исходного состояния }

Рис. 20.7 {481}

Window(X1,Y1, X2,Y2); { объявление нового текущего окна } Frame:= FrameSort; { запоминание типа рамки } Size:= WinSize; { запоминание объема окна } GetMem(BufSave,Size); { память для "картинки" фона } ReadWin(BufSave^); { сохранение "картинки" фона } case FrameSort of { взятие текущего окна в рамку } 1: FrameWin(T,SingleFrame,TAttr,FAttr); { простая } 2: FrameWin(T,DoubleFrame,TAttr,FAttr); { двойная } end; {case} ClrScr; { очистка нового текущего окна } SaveWin(StateWin); { сохранение этого состояния окна } if Frame<>0 then UnFrameWin; {если есть рамка, то снять } GetMem(BufWin,Size); { память для "картинки" окна } ReadWin(BufWin^); { сохранение "картинки" окна } RestoreWin(StateWin) { восстановление рамки окна } end (with} END; { Процедура делает окно W активным (текущим). } PROCEDURE ActivateWin(VAR W: WindowType); BEGIN with W do begin RestoreWin(StateWin); { восстановление параметров } if Frame <> 0 then UnFrameWin; {если есть рамка,то снять } WriteWin(BufWin^); { восстановление "картинки" окна } RestoreWin(StateWin) { восстановление снятой рамки } end END; { Процедура делает окно W неактивным и стирает его, } { если параметр Erase равен True. } PROCEDURE FreezeWin(VAR W: WindowType; Erase: Boolean); BEGIN with W do begin SaveWin(StateWin); { сохранение состояния окна } if Frame<>0 then UnFrameWin; {если есть рамка, то снять } ReadWin(BufWin^); { сохранение "картинки" окна } GotoXY(1,1); if Erase then { Если надо стереть окно, то } WriteWin(BufSave^); { восстановить картинку фона } RestoreWin(StateSave) { в предыдущее состояние } end {with} END;

Рис. 20.7 (продолжение) {482}

{ Процедура закрывает (уничтожает) окно W. } PROCEDURE CloseWin(VAR W: WindowType); BEGIN with W do begin RestoreWin(StateWin); { окно W становится текущим } if Frame <> 0 then UnFrameWin; {если есть рамка, то снять } GotoXY(1,1); WriteWin(BufSave^); {восстановление "картинки" фона } RestoreWin(StateSave); {восстановление состояния фона } FreeMem(BufSave,Size); {удаление "картинки" фона } FreeMem(BufWin,Size) {удаление "картинки" окна } end {with} END; { -- ПРИМЕР ВЫЗОВОВ ПРОЦЕДУР —- } VAR WW: Array [1..4] of WindowType; { массив окон } i,k: Byte; { счетчики циклов } BEGIN FillWin{ #176, Cyan); { закраска экрана } GotoXY(1,1); Write('Нажимайте клавишу ввода..,'); for k:=1 to 4 do begin OpenWin(10*k,2*k, 20*k, 4*k,'окно', { Открытие окон и } Black+k, Blue+k, k mod 3, WW[k]); { вывод в них: } TextAttr:= 16*k + (White-k); for i:=32 to 127 do begin Write(Chr(i)); Delay(20) end; FreezeWin(WW[k], False); { отмена активности } Delay(200) { просто пауза 0.2с } end; ReadLn; for k:=4 downto 1 do begin ActivateWin(WW[k]); { "включение" окна } for i:=128 to 255 do begin Write(Chr(i)); Delay(20) end; FreezeWin(WW[k], False); { отмена активности } Delay(200) { просто пауза 0.2с } end; ReadLn; { стирание окон: } for k:=4 downto 1 do begin CloseWin(WW[k]); Delay(200) end; ReadLn END.

Рис. 20.7 (окончание) {483}

Используя приведенные процедуры как базовые, можно построить более высокоуровневые процедуры работы с окнами. Мы же здесь хотели лишний раз показать, что грозно звучащие операции типа «сохранение окон» на деле вовсе не так сложны.

Можно пойти дальше и так организовать работу с окнами, чтобы менять формат окна при его восстановлении. В самом деле, изображение окна выводится процедурой WriteWin в текущее окно. Если формат текущего окна на экране будет иным при той же площади окна, то изображение при выводе будет переформатировано.

Непосредственная работа с видеопамятью требует, конечно, навыков и знания механизмов ее работы. Но эффекты, которые можно достичь, стоят того, чтобы посидеть несколько вечеров с ПЭВМ, изучая видеопамять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: