План
Введение.
1. Русская литература первой трети XVIII столетия.
1.1 Феофан Прокопович
1.2 Антиох Дмитриевич Кантемир.
2. Классицизм в русской литературе.
2.1 В.К. Тредиаковский.
2.2 Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка.
2.3 Теоретик классицизма А. Сумароков
3. Литература последней трети XVIII века.
Заключение.
Введение
Начало XVIII столетия ознаменовалось коренными преобразованиями в русской экономике, культуре и просвещении. Реформы Петра I, направленные на усиление могущества Русского государства, на преодоление экономической отсталости, на расширение связей с другими странами, выразили назревшие потребности России. Петровская Русь воевала, училась, строила. Победоносные войны открыли ей морской путь в Европу. «Юный град» Петербург стал столицей, центром науки и культуры.
В период становления централизованного государства возникла настоятельная потребность в сильной самобытной литературе, отвечающей запросам и духу времени. Борьба за национальную культуру, которая велась на протяжении всего XVIII века, отнюдь не исключала интереса русских писателей к достижениям мирового, и в частности западноевропейского, искусства. Русский народ, чуждый национальной ограниченности, всегда стремился к культурному общению к обмену духовными ценностями с другими народами.
Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской культуры, но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность. В течение этого столетия произошли существенные изменения в литературном языке: он приблизился к современной русской речи.
|
«Древняя русская литература и новая русская литература, – писал Д.С. Лихачёв, – не две разные литературы, одна внезапно прервавшаяся, а другая внезапно начавшаяся, а единая литература, но с опозданием совершившая переход от средневековой литературной системы к литературной системе нового времени, а поэтому вынужденная на ходу перестраиваться и восстанавливать свои связи с передовой литературой Западной Европы».
1. Русская литература первой трети XVIII столетия.
Русская литература первой трети столетия сохранила многие жанры, сложившиеся в литературе Древней Руси: силлабическое стихотворство, школьная драматургия, ораторская проза, исторические повести.
Утверждение нового в общественной жизни происходило в острой борьбе. Сложная расстановка политических сил, столкновение классовых и сословных интересов, социально-философских воззрений находили своеобразное отражение и в художественном творчестве. При этом позитивные изменения, начатые ещё в XVII веке, получали своё дальнейшее развитие, что проявлялось и в тематике сочинений, и в мировосприятии героев, и в позиции авторов. Уменьшается удельный вес религиозно-нравственных назиданий, проповедей семинария, покаяния, аскетизма. Всё чаще герои озабочены главным образом мирскими, земными проблемами, а религиозные ценности для них отходят на второй план.
Процессу секуляризации литературы способствуют идейные искания писателей, пытавшихся под влиянием противоречивых тенденций общественной жизни, просветительской культуры ряда европейских стран с иных, отличных от православного учения позиций осмыслить разнообразные общественные и природные явления, жизнь человеческой личности.
|
Феофан Прокопович
Каковы же основные направления освобождения русской литературы от религиозной идеологии? Прежде всего, необходимо отметить, что XVIII век – век Просвещения. Многие авторы стремились поднять авторитет науки, а это ослабляло позиции церкви.
Одним из первых, кто открыто встал на позиции просветительства, был, как это ни странно (такова диалектика истории), священнослужитель Феофан Прокопович. Соратник Петра I, он ссылками на священное писание доказывал законность, значимость социальных преобразований в России.
В своих речах, которые приобрели светский публицистический характер, он прославлял победы Петра I. В произведениях «вождя ученой дружины» с гуманистическим пафосом говорится о творческих возможностях человека, успехах Русской земли в градостроительстве, математике, философии, политических науках.
В мировоззрении Феофана Прокоповича, как писал Г.В. Плеханов, «был силён тот светский элемент, который и возбуждал неудовольствие “больших бород”». Обличая невежественных церковников, он стремился согласовать веру и знание. Этот подход отчётливо проявляется в трагикомедии «Владимир».
Позиция Феофана Прокоповича имела двойственное значение. С одной стороны, приспособляя науку к религии, он укреплял позиции последней, делал религию «созвучной» веку Просвещения. А с другой стороны, распространяя естественнонаучные знания, способствовал размыванию религиозных убеждений.
|
Феофан Прокопович весьма одобрительно относился к автору сатиры «К уму своему», А.Д. Кантемиру, призывал его продолжать начатое дело и считал, что он достоин великой славы:
«А ты, как начал, тещи путь преславный,
Коим книжные текли исполины,
И пером смелым мещи порок явный
На не любящих ученой дружины».
Антиох Дмитриевич Кантемир.
А.Д. Кантемир – один из основоположников русского классицизма, создатель новой литературы. «Сатиры» Н. Буало послужили образцом жанра для Кантемира, но по содержанию и проблематике его творчество связано с русской действительностью и отечественной сатирической традицией.
Написанная им сатира «К уму своему», по существу, посвящена обличению невежд, консерваторов, хулящих науку, которая, по их утверждениям, будто бы «голод наводит», «содружество людей разрушает», развращает нравы.
Автор иронизирует над «умами недозрелыми».
Не без оснований писал В.Г. Белинский, что Кантемир «начал собою историю светской русской литературы»
2. Классицизм в русской литературе.
Фундамент новой словесности был создан тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1927 году А. Кантемир написал первую сатиру. В 1735 году поэт Тредиаковский осуществил реформу стихосложения. В 1739 году М.В. Ломоносов написал оду «На взятие Хотина», развивая реформу Тредиаковского.
В первой половине XVIII века в России формировался классицизм, как особое направление в литературе. Это литературное направление характеризуется общностью взглядов писателей какого-либо исторического периода на задачи художественного творчества, на роль искусства в общественной жизни. Принадлежность писателя к тому или иному направлению проявляется в характере отбора жизненных явлений, выборе тем, героев, художественных приёмов и изобразительных средств языка.
Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе. Художественное произведение оценивалось именно с точки зрения логической стройности, точного соответствия выработанным требованиям.
Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры произведений: оду, героическую поэму, трагедию, комедию, сатиру, басню.
Первые три вида именовались высокими произведениями, в них прославлялись благородные деяния людей, ставящих выше личного благополучия свой долг перед отечеством. Темами произведений высоких жанров служили события выдающего значения, героями их могли быть люди только высокопоставленные: монархи (цари, короли), крупные государственные деятели, полководцы, придворные. Оды и трагедии полагалось писать языком торжественным, величавым.
Вторые три – низкими произведениями. В них классицисты изображали не только знатных людей, но и крестьян, слуг.
Драматические произведения (трагедии и комедии) в литературе классицизма подчинялись правилам трёх единств – времени, места и действия. Правило единства действия предписывало, чтобы сюжет не осложнялся побочным эпизодом. Три единства должны были придавать пьесе особую стройность, ясность, чёткость, но жесткие правила стесняли писателей, ограничивая их творчество.
Особенностью русского классицизма был интерес к национальной тематике, связь с традициями русского фольклора. Так в произведениях русских классицистов ясно обозначался живой интерес к настоящему и прошлому родной страны, произведения создавались преимущественно на темы, взятые из отечественной истории. В русском классицизме, в отличие от западного отчётливее звучала критика недостатков общества.
Первые русские писатели, в той или иной мере связанные с классицизмом, развивали патриотическую идею служения отечеству, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям, создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью.
В.К. Тредиаковский.
Тредиаковский В.К. – первый русский поэт, который начал разрабатывать новую систему русского стихосложения: силлабо-тоническую. Он ввёл понятие стопы, то есть единицу стиха, представляющую собой сочетание ударного и безударного (или двух безударных) слогов: ямбическая стопа, хореическая, дактилическая. Это было важным новшеством для теории и практики русского стихосложения.
Однако затруднённый, архаический стиль Тредиаковского сделался предметом пародий и насмешек со стороны современников. Но поэт, по предположению исследователей, обличил своих противников в басне «Самохвал».
В 1734 году им была написана «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» - первая русская ода.
Это сочинение положило начало преобразования силлабического стихосложения в силлабо-тоническое стихосложение, окончательно осуществлённое М.В. Ломоносовым и отчасти Сумароковым.