Гражданско-правовое воспитание учащихся как приоритет современной образовательной парадигмы.




Для современного общества одной из значимых и актуальных является проблема гражданско-правового воспитания и развития личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали.

Гражданско-правовое воспитание тем и ценно, что для будущего страны важны не только интеллектуальные возможности выпускников учебных заведений, но и их мировоззрение, нравственная направленность, гражданская позиция.

В настоящее время в нашем обществе вряд ли кто сомневается в крайней необходимости существенного повышения уровня культуры вообще и правовой культуры в особенности.

Формирование правовой культуры - это целенаправленная система мер, направленных не только на овладение учащимися необходимыми правовыми знаниями, но и на выработку у воспитанников навыков и умения правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности.

Одно из направлений воспитательной работы нашей школы – гражданско-правовое воспитание и в этом году мы выделили его как отдельную задачу: содействовать формированию гражданско-правовой компетентности учащихся.

Именно в школе есть возможность вести целенаправленную систематическую работу по правовому обучению и воспитанию.

Модель формирования правосознания личности подростков:

· Воспитательный блок. (Предоставление подросткам условий для реализации их творческих способностей: конкурсы, олимпиады, кружки…)

· Блок социально-психологической поддержки (создание психологически благоприятной среды, способствующей личностному росту учащихся: диагностика, социально-психологическое консультирование, соцзащита)

· Управленческий блок (включение учащихся в самоуправленческую деятельность, приобщение детей к принятию решений, связанных с жизнедеятельностью школы)

· Мотивационный блок (организация тесного взаимодействия с родителями, правовое просвещение педагогов школы)

· Социально-ориентационный блок (взаимодействие школы с правоохранительными органами, ПДН…)

· Образовательный блок (организация правового образования в школе (на уроках: истории, географии, обществознания).

В нашей школе сложилась определенная система работы согласно данной модели:

· В целях повышения уровня правовой информированности в школе оформлен правовой уголок.

· В октябре для учащихся была организована встреча с секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города Прокопьевска Борзовой Аллой Станиславовной, а затем проведено общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике противоправного поведения детей и подростков!» с её приглашением.

· Также в течение года проводятся мероприятия с приглашением сотрудников ПДН, ТБДД, наркологического диспансера.

· Мы тесно сотрудничаем с нашими социальными партнерами: библиотеками города, ЦДО, ДК... Совместно с ними проводятся информационные часы, видеоуроки, презентации и другие мероприятия гражданско - правовой направленности. (так, ко Дню Конституции были проведены познавательно – игровой урок «Поговорим о Конституции», Урок права «Права твои и мои» для старшеклассников).

· В школе уже несколько лет действует отряд ЮИД (юных инспекторов движения) руководитель Рассомахина Т.В.; Дружина юных пожарных, руководитель Труфакина Л.А., которые значительно активизировали в этом учебном году свою деятельность.

В декабре прошел месячник правового воспитания «Человек. Закон. Общество». В рамках месячника в школе прошли внутриклассные мероприятия:

Класс Форма проведения Название мероприятия
  Беседа-презентация Символы России: герб, флаг, гимн
  Ролевая игра Я уважаю твои права
  Интерактивная беседа «Я гражданин!»
  Тематический кл. час Информационный кл. час «Ты гражданином быть обязан!» «Символы государства – России»
  Тематический кл. час «Путешествие в страну права ребенка»
  Презентация «Ценности, традиции и символы России»
  Тематический кл.час «Мои и твои права и обязанности»
  Урок-дискуссия (разбор жизненных ситуаций) «Ты и твои права»
  Форма «Губерния улиц и дорог» - видео с обсуждением «Виды правонарушений и наказание за нарушение закона»
  Воспитательный час-разговор Турнир знатоков «Такие равные права, такие разные права» «Правовой эрудит»
  Игра-викторина «Знатоки права»
  Викторина «Уроки Фемиды»
  Правовой урок «Причины и следствия»
  Дебаты «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»
  Час правового общения «Гражданин или обыватель»
  Откровенный разговор с соцпедагогом «Защити свои права»
  Откровенный разговор с соцпедагогом «Защити свои права»

Программы по предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей страны.

 

План воспитательной работы классных руководителей включает в себя раздел «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание», так на этот учебный год запланированы и уже проведены такие мероприятия как:

· Профилактические классные часы, беседы по темам: «Ты гражданином быть обязан», «Ты будущий гражданин», «Азбука права. Права ребенка», «Я ученик» (о правилах внутреннего распорядка), «На что имеем право», «Мои права и обязанности»;

· Презентации «Наши права и обязанности» (2а),

· правовая викторина «Права сказочных героев» (4а)

· ситуативный практикум «Закон на страже твоих прав» (8б)

· ролевая игра «Я уважаю твои права» (7а)

· турнир знатоков «Правовой эрудит» (6а)

· воспитательный час – разговор «Такие равные права, такие разные права» (6а)

Заместители директора по воспитательной и учебной работе, старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели и классные руководители проводят так же:

- индивидуальные беседы по формированию правовой культуры и здорового образа жизни

- беседы и индивидуальные встречи с родителями по вопросам успеваемости, соблюдению правил внутреннего распорядка учащихся и их внешнего вида, занятости в выходные дни

- ведется контроль за посещением учебных занятий и успеваемостью,

- ведется работа по привлечению учащихся к общественно полезной деятельности, к занятиям в кружках и секциях,

- социальный педагог и психолог посещают семьи (группы риска) на дому с целью изучения социально-бытовых условий, взаимоотношений в семье.

Благодаря проводимой работе на данный момент в школе нет учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ПДН.

Наряду с традиционными формами работы, в качестве эффективного средства гражданско-правового воспитания школьников подросткового возраста могут рассматриваться правовые дискуссионные игры.

Во-первых, они вызывают интерес у подростков, так как:

- соответствуют их возрастным особенностям;

- прививают интерес к участию в общественной жизни;

- проходят в интерактивной форме.

Во-вторых, они представляют интерес и для педагогов, и для адми­нистрации образовательного учреждения, поскольку:

ü развивают важнейшие коммуникативные и интеллектуальные уме­ния и навыки (высказывание собственного мнения, аргументация своей позиции, анализ ситуации, выделение наиболее важного, нахождение контраргументов, цивилизованное ведение дискуссии и др.), личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим по­зициям и мнениям - толерантность, уважение и др.) обучающихся;

ü служат основой для организации увлекательной и полезной воспитательной работы;

ü освоение новых форм воспитательной работы создает для педаго­гов возможность профессионального роста;

ü систематическое использование правовых дискуссионных игр уменьшает число правонарушений среди обучающихся;

ü эти игры способствуют привлечению к школьным делам родителей, представителей правоохранительных органов, юристов, судей, активистов общественных организаций и др.

Таким образом, можно сказать, что правовые дискуссионные игры явля­ются эффективной формой гражданско-правового воспитания, направленного на формирование гражданина демократического правового государства.

 

 

В результате гражданско-правового воспитания, проводимого в школе, у подростков формируются более глубокие и детальные представления о Конституции РФ, законах, нормативных актах, правах и обя­занностях гражданина, демократии, самоуправлении.

Но как известно, знания без практики ничего не стоят. Важно, чтобы учащиеся сами могли принимать правильные решения. Наша задача выработать у них такую модель поведения, когда подросток не только обладает правовыми знаниями, но и умеет применять их в жизни, при этом учитывая права окружающих его людей. То есть необходимо формировать правовое самосознание учащихся, развивать у подростков коммуникативный и интеллектуальный потенциалы.

Чтобы оценить эффективность проводимой гражданско-правовой работы необходимо разработать диагностико - аналитический инструментарий, для определения уровня сформированности правового самосознания учащихся и планирования дальнейшей работы в этом направлении, опираясь на полученные результаты.

 

Социальный педагог Елисеева Ю.Ю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: